Дворцы
    Контора Кука -> Европа -> Италия -> Дворцы





Флоренция. Палаццо Питти

Палаццо Питти
Палаццо Питти

Палаццо Питти достоин был бы называться Королевским Дворцом: здесь жили представители всех правящих династий Флоренции - Медичи, Герцоги Лоранские, Бурбоны, клан Бонапартов, герцоги Савойские.

Палаццо Питти был построен в середине XV века (1448), первоначально он предназначался для флорентинского коммерсанта Лука Питти.

Коммерсант Лука Питти, друг и впоследствии соперник Козимо Веккио (Старшего) нанял в 1440 году Филиппо Брунеллески для проектирования дворца.

Палаццо Питти
Палаццо Питти

Козимо Старший тогда же заказал архитектору Микелоццо строительство Палаццо Медичи на Виа Ларга. Известно, что первоначально Козимо Медичи также обратился к Брунеллески и отверг его проект как слишком дорогостоящий и вычурный, способный вызвать зависть и недовольство жителей города.

Такие мысли, по всей видимости, не беспокоили Питти, который нанял лучшего архитектора своего времени. Согласно легенде, коммерсант приказал Брунеллески сделать окна дворца такими же большими, как двери резиденции Медичи, и создать внутренний двор такого размера, чтоб в него мог вместиться целиком дворец Медичи на Виа Ларга.

Внутренний двор Палаццо Питти работы Амманнати
Внутренний двор Палаццо Питти работы Амманнати

Брунеллески воплотил в Палаццо Питти свою идею о том, каким должен быть ренессансный дворец: это куб с равными высотой и глубиной, покрытый типичным флорентинским грубо высеченным камнем. Палаццо имеет три этажа, три входные двери на нижнем этаже, 7 окон на каждом из верхних этажей. Окна на фасаде связаны длинным балконом. Под линией крыши была построена лоджия, придавшая конструкции законченный вид.

Внутренний двор Палаццо Питти работы Амманнати
Внутренний двор Палаццо Питти работы Амманнати

Палаццо Питти, без сомнения, можно назвать самым впечатляющим из многочисленных флорентинских дворцов. Использование нарочито грубых материалов, которое впервые применил Микелоццо при строительстве Палаццо Медичи-Риккарди, в Палаццо Питти доведено до высшей точки: три этажа, каждый свыше 10 метров высотой, поднимают дворец на огромную по тем временам высоту, которая зрительно еще более увеличивается, так как дворец находится на возвышении. Крупные, грубо высеченные камни теплого золотого оттенка и окна, напоминающие высокие дверные проемы довершают конструкцию дворца.

Внутренний двор Палаццо Питти, деталь
Внутренний двор Палаццо Питти, деталь

Герцог Козимо I Медичи приобрел дворец столетием позже, в 1549 году и переехал сюда из Палаццо Веккио, отметив таким образом свою женитьбу на Элеоноре Толедской.

Тогда же архитектор Бартоломео Амманнати (1558-1570) был нанят для расширения и перестройки дворца. Амманнати изменил первоначальную конструкцию Брунеллески, превратив две боковые двери в напольные окна, построил широкую лестницу, ведущую на второй этаж, значительно увеличил длину фасада, пристроив к нему два прямоугольных крыла. Но главное - он создал внутренний двор, заслуженно считающийся одним из самых прекрасных ренессансных дворов (Cortile dell'Ammannati).

Внутренний двор Палаццо Питти, колонны
Внутренний двор Палаццо Питти, колонны

Три этажа, смотрящие во внутренний двор Амманнати, - подлинные шедевры архитектора. Небольшие участки гладкой поверхности только еще больше подчеркивают нарочито грубую, выпуклую текстуру стен и колонн. Здесь мы видим казалось бы типичные дорические, ионические и коринфские колонны, но они уже следуют стилю маньеризма. Они напоимнают узловатые стволы деревьев, и тем подчеркивают ту смесь искусства и природы, которая стала основной чертой новой художественной школы.

Эта черта по своему развивается и в Садах Боболи, которые находятся за Палаццо. Этот парк - образец садово-паркового искусства времен Высокого Ренессанса - был создан для Элеоноры Толедской, жены Козимо Медичи. Здесь прямые прогулочные аллеи ведут в интимные гроты, а деревья выступают в гармонии с газонами, статуями, фонтанами.

Вид из внутреннего двора на фонтан, амфитеатр и Сады Боболи
Вид из внутреннего двора на фонтан, амфитеатр и Сады Боболи

Внутренний двор, выходящий в парк, завершается фонтаном Артишоков (1641, Франческо Сусини), террасой и своеобразным амфитеатром в форме подковы. Здесь проходили все праздники и церемонии двора Медичи. Так, в честь свадьбы Фердинандо I и Кристины Лоранской в 1589 во дворе давались весьма пышные и сложные представления, в том числе была разыграна морская битва, для чего пришлось затопить всю площадь двора.

Палаццо Питти на фреске Джусто Утенса, 1599
Палаццо Питти на фреске Джусто Утенса, 1599

На полукруглой фреске Джусто Утенса, написанной в 1599 году, можно увидеть, как выглядел Палаццо Питти в то время. Изображение подчеркивает двойственность конструкции дворца: он представляет собой нечто среднее между городским дворцом и загородной резиденцией.

В XVII веке в правление Козимо II и Фердинандо II фасад Палаццо снова был достроен и принял современный вид. Теперь его длина составляла 205 метров, а высота - 36, причем два нижних этажа оказались длиннее верхнего.

Палаццо Питти и Сады Боболи в XVI веке
Палаццо Питти и Сады Боболи в XVI веке

Последние важные изменения в облике дворца произошли во время правления герцогов Лоранских. Их авторы - архитекторы Джузеппе Руджери, Гаспаре Мария Паолетти и Паскуале Поччианти. В период с 1783 по 1820 год к дворцу было пристроено так называемое "рондо" - два боковых полукруглых крыла. В результате здание словно окружило площадь с трех сторон. Левое крыло называется Рондо Бахуса (в честь статуи Бахуса, расположенной сразу за воротами), правое - Каретное Рондо.

В то же время на территории дворца была построена Палаццина Меридиана (маленький палаццо) - любимое помещение Умберто и Маргериты Савойских: они перевезли сюда из своих дворцов в Парме и Лукке множество предметов обстановки в стиле неоклассицизма.

Белая комната
Белая комната

В период XVIII-XIX веков интерьер некоторых комнат был переделан в духе неоклассицизма или Реставрации. Особенно интересна Белая комната, покрытая в свое время фресками работы братьев Албертолли и преобразованная в неоклассическом стиле Джузеппе Мария Террени и Джузеппе Кастаньоли в конце XVIII века.

В Палаццо Питти оставила следы и Наполеоновская эпоха: это комнаты, оформленные для Марии Луизы Бурбон и для самого императора - Ванная Наполеона, Вестибюль и Ванная Марии Луизы. Их автор - архитектор Джузепе Чачиалли, выдающийся представитель тосканского неоклассицизма.

Вид на дворец из парка
Вид на дворец из парка

В настоящее время в Палаццо Питти расположен целый ряд музеев: это, прежде всего, Галерея Палатина, в которой представлены картины Тициана, Рафаэля, Тинторетто, Караваджио, Боттичелли, Филиппо Липпи, Веласкеса, Ван Дейка и Рубенса. Здесь же располагается Галерея Современного Искусства, где можно увидеть прекрасную экспозицию работ итальянских художников XIX-XX веков. В Музее Серебра выставлены ювелирные изделия, хрусталь и китайский фарфор, в Музее Костюма - одежда различных эпох, в Музее Карет - экипажи XIX-XX веков.


Наталья Коваленко


© Контора Кука, 1999-2009





Rambler's Top100 Service TopList