Милан. Замок Сфорцеско
|
Вид замка Сфорцеско и Милана
|
Военная оборонительная крепость, резиденция герцога,
казарма и, наконец, местонахождение музеев и культурных
учреждений - такова история замка Сфорцеско, одного из самых
интересных памятников Милана.
Первоначально замок, величественно возвышающийся в центре
Милана, был построен в 1368 году во времена правления
Галеаццо II Висконти.
|
Вид главную башню замка Сфорцеско
|
Начало расцвета Милана приходится на период правления
Джангалеаццо Висконти: миланское влияние распространяется на
большую часть Ломбардии, доходит до Венеции на востоке,
Папской области и Тосканы за юге. Когда Висконти готовил
поход против Флоренции, его настигла внезапная смерть, и
власть перешла к сыну Филиппо, которому не удалось продолжить
политику отца: правители городов-соперников смогли
подготовиться и противостоять миланской экспансии.
|
Замок Сфорцеско, вид сверху
|
У Филиппо не было наследников, а его дочь Бьянка вышла замуж
за Франческо Сфорца - одного из самых влиятельных военачальников
Милана. Когда Филиппо Висконти умер, миланцы решили восстановить
республику, но через три года, в 1450 году, обратились
к Сфорца с просьбой навести порядок в городе. Он вскоре
провозгласил себя наследником династии Висконти и герцогом Милана.
|
Замок Сфорцеско, вид сверху
|
Тогда он переехал в замок, который впоследствии был назван
по имени династии Сфорца.
Мощь замка должна была символизировать
влияние миланского правителя и стала символом величия и расцвета
города в эпоху Возрождения.
Франческо Сфорца решает перестроить старый замок династии Висконти.
Работы начинаются с создания высоких стен, образующих четырехугольник,
со сторожевыми башнями по углам. В 1452 году для украшения стены,
выходящей в город, архитектором Филарете строится высокая башня
(она была разрушена в 1521 году и восстановлена уже на рубеже XIX и XX веков
архитектором Белтрами).
|
Главная стена замка
|
Три года спустя архитектор Бартоломео Гадио строит две цилиндрические
башни. Во время правления сына Франческо Галеаццо Мария начинается строительство
внутренних дворов (Дворик Рочетта и Герцогский Двор), автор которых -
архитектор Бенедетто Феррини. Тогда же создаются роскошные интерьеры замка,
следы их еще можно видеть в оформлении Герцогской Капеллы (Cappella Ducale)
и Портико Элефанте (Portico dell'Elefante). Еще одно дополнение к оборонительной
конструкции замка осуществляется архитектором Бона ди Савойа: после смерти
Галеаццо (1476) строится башня, получившая имя умершего герцога.
|
Внутренний двор замка
|
В последнее десятилетие XV века - во время правления Людовико Моро,
который покровительствовал таким выдающимся мастерам как Леонардо
да Винчи и Браманте, замок Сфорцеско становится самым богатым
герцогским двором Италии. Так, герцог Людовико Моро зовет в Милан
Леонардо да Винчи и Браманте и поручает им ряд работ в замке.
Из работ Леонардо да Винчи до наших дней дошло только оформление
Зала делле Ассе (Sala delle Asse). Браманте принадлежит завершение
внутреннего двора Рочетта и строительство так называемого
Мостика (Ponticella).
|
Внутренний двор замка
|
Однако в военной и дипломатической сфере Милан
теряет силу и влияние. Когда начались Итальянские войны, и король
Франции Людовик XII заявил права на герцогство, Людовико
покинул город, а потом стал пленником короля, проведя всю оставшуюся
жизнь в стенах одного из французских замков.
|
Замок ночью
|
С момента перехода власти над Миланом к французскому королю
начинается постепенное превращение замка из роскошной резиденции
герцогов в простое оборонительное сооружение: появляется
новая система укреплений и бастионов. Внутренние помещения,
украшенные фресками, получают совершенно иное практическое
назначение.
История замка в XVII и XVIII веках богата разнообразными
событиями, но решительный поворот происходит в период
могущества Наполеона. К этому времени многие стены и башни
оказались полуразрушенными, и в обществе встает вопрос
о дальнейшей судьбе замка. Появляется множество проектов по
перепланировке городской структуры Милана в целом и по
сносу замка Сфорцеско, но, к счастью, эти планы не были
осуществлены.
|
Вид на главную башню
|
До конца XIX века замок Сфорцеско находился в полном запустении и
продолжал разрушаться. Однако с начала XX века благодаря властям города
и работе архитектора Лука Белтрами замок был отреставрирован и стал
важным культурным центром, а также был признан символом города.
Стены крепости, длиной по 200 метров, три внутренних двора,
зубчатые стены, длинные коридоры, бойницы и башни - все это не
перестает удивлять туристов.
|
Музей старинного оружия
|
Структура замка несет в себе черты как романской
архитектуры, оставшиеся от первоначальной
планировки, так и ренессансные черты, привнесенные
в XV веке.
Обширный парадный внутренний двор ведет во внутренние
дворы меньшего размера: двор Рочетта и Герцогский двор.
|
Микеланджело 'Пиета Ронданини'
|
Из внутреннего двора Рочетта можно пройти к музейным
залам, где представлено древнеегипетское и доисторическое
искусство. Из Герцогского двора посетители могут попасть
в музеи, знаменитые своими коллекциями скульптур (среди них -
незаконченная скульптура Микеланджело "Пиета Ронданини"),
живописных полотен, гобеленов, древнего оружия и музыкальных
инструментов.
Несомненно, особое внимание среди экспонатов Замка
Сфорцеско привлечет "Пиета Ронданини" - последняя скульптурная
работа великого мастера. Созданная в последние годы жизни
Микеланджело, она осталась незаконченной, и эта ее незавершенность
словно символизирует борьбу стареющего мастера с всесильной
смертью.
Замок открыт ежедневно, кроме понедельника,
с 9.30 до 17.30.
Сайт, посвященный замку
Наталья Коваленко
|