Дворцы
    Контора Кука -> Европа -> Италия -> Дворцы





Милан. Замок Сфорцеско

Вид замка Сфорцеско и Милана
Вид замка Сфорцеско и Милана

Военная оборонительная крепость, резиденция герцога, казарма и, наконец, местонахождение музеев и культурных учреждений - такова история замка Сфорцеско, одного из самых интересных памятников Милана.

Первоначально замок, величественно возвышающийся в центре Милана, был построен в 1368 году во времена правления Галеаццо II Висконти.

Вид главную башню замка Сфорцеско
Вид главную башню замка Сфорцеско

Начало расцвета Милана приходится на период правления Джангалеаццо Висконти: миланское влияние распространяется на большую часть Ломбардии, доходит до Венеции на востоке, Папской области и Тосканы за юге. Когда Висконти готовил поход против Флоренции, его настигла внезапная смерть, и власть перешла к сыну Филиппо, которому не удалось продолжить политику отца: правители городов-соперников смогли подготовиться и противостоять миланской экспансии.

Замок Сфорцеско, вид сверху
Замок Сфорцеско, вид сверху

У Филиппо не было наследников, а его дочь Бьянка вышла замуж за Франческо Сфорца - одного из самых влиятельных военачальников Милана. Когда Филиппо Висконти умер, миланцы решили восстановить республику, но через три года, в 1450 году, обратились к Сфорца с просьбой навести порядок в городе. Он вскоре провозгласил себя наследником династии Висконти и герцогом Милана.

Замок Сфорцеско, вид сверху
Замок Сфорцеско, вид сверху

Тогда он переехал в замок, который впоследствии был назван по имени династии Сфорца. Мощь замка должна была символизировать влияние миланского правителя и стала символом величия и расцвета города в эпоху Возрождения.

Франческо Сфорца решает перестроить старый замок династии Висконти. Работы начинаются с создания высоких стен, образующих четырехугольник, со сторожевыми башнями по углам. В 1452 году для украшения стены, выходящей в город, архитектором Филарете строится высокая башня (она была разрушена в 1521 году и восстановлена уже на рубеже XIX и XX веков архитектором Белтрами).

Главная стена замка
Главная стена замка

Три года спустя архитектор Бартоломео Гадио строит две цилиндрические башни. Во время правления сына Франческо Галеаццо Мария начинается строительство внутренних дворов (Дворик Рочетта и Герцогский Двор), автор которых - архитектор Бенедетто Феррини. Тогда же создаются роскошные интерьеры замка, следы их еще можно видеть в оформлении Герцогской Капеллы (Cappella Ducale) и Портико Элефанте (Portico dell'Elefante). Еще одно дополнение к оборонительной конструкции замка осуществляется архитектором Бона ди Савойа: после смерти Галеаццо (1476) строится башня, получившая имя умершего герцога.

Внутренний двор замка
Внутренний двор замка

В последнее десятилетие XV века - во время правления Людовико Моро, который покровительствовал таким выдающимся мастерам как Леонардо да Винчи и Браманте, замок Сфорцеско становится самым богатым герцогским двором Италии. Так, герцог Людовико Моро зовет в Милан Леонардо да Винчи и Браманте и поручает им ряд работ в замке. Из работ Леонардо да Винчи до наших дней дошло только оформление Зала делле Ассе (Sala delle Asse). Браманте принадлежит завершение внутреннего двора Рочетта и строительство так называемого Мостика (Ponticella).

Внутренний двор замка
Внутренний двор замка

Однако в военной и дипломатической сфере Милан теряет силу и влияние. Когда начались Итальянские войны, и король Франции Людовик XII заявил права на герцогство, Людовико покинул город, а потом стал пленником короля, проведя всю оставшуюся жизнь в стенах одного из французских замков.

Замок ночью
Замок ночью

С момента перехода власти над Миланом к французскому королю начинается постепенное превращение замка из роскошной резиденции герцогов в простое оборонительное сооружение: появляется новая система укреплений и бастионов. Внутренние помещения, украшенные фресками, получают совершенно иное практическое назначение.

История замка в XVII и XVIII веках богата разнообразными событиями, но решительный поворот происходит в период могущества Наполеона. К этому времени многие стены и башни оказались полуразрушенными, и в обществе встает вопрос о дальнейшей судьбе замка. Появляется множество проектов по перепланировке городской структуры Милана в целом и по сносу замка Сфорцеско, но, к счастью, эти планы не были осуществлены.

Вид на главную башню
Вид на главную башню

До конца XIX века замок Сфорцеско находился в полном запустении и продолжал разрушаться. Однако с начала XX века благодаря властям города и работе архитектора Лука Белтрами замок был отреставрирован и стал важным культурным центром, а также был признан символом города.

Стены крепости, длиной по 200 метров, три внутренних двора, зубчатые стены, длинные коридоры, бойницы и башни - все это не перестает удивлять туристов.

Музей старинного оружия
Музей старинного оружия

Структура замка несет в себе черты как романской архитектуры, оставшиеся от первоначальной планировки, так и ренессансные черты, привнесенные в XV веке.

Обширный парадный внутренний двор ведет во внутренние дворы меньшего размера: двор Рочетта и Герцогский двор.

Микеланджело 'Пиета Ронданини'
Микеланджело 'Пиета Ронданини'

Из внутреннего двора Рочетта можно пройти к музейным залам, где представлено древнеегипетское и доисторическое искусство. Из Герцогского двора посетители могут попасть в музеи, знаменитые своими коллекциями скульптур (среди них - незаконченная скульптура Микеланджело "Пиета Ронданини"), живописных полотен, гобеленов, древнего оружия и музыкальных инструментов.

Несомненно, особое внимание среди экспонатов Замка Сфорцеско привлечет "Пиета Ронданини" - последняя скульптурная работа великого мастера. Созданная в последние годы жизни Микеланджело, она осталась незаконченной, и эта ее незавершенность словно символизирует борьбу стареющего мастера с всесильной смертью.

Замок открыт ежедневно, кроме понедельника, с 9.30 до 17.30.

Сайт, посвященный замку


Наталья Коваленко


© Контора Кука, 1999-2009





Rambler's Top100 Service TopList