Музеи
    Контора Кука -> Америка -> США -> Музеи





Нью-Йорк. Музей Метрополитен

Искусство Азии

Ритуальный сосуд для вина, Династия Шан, ранний период Аньян (ок. 1300–1050 гг. до н.э.), 13 в. до н.э., Китай
Ритуальный сосуд для вина, 13 в. до н.э., Китай

Азиатская коллекция Метрополитена - самая обширная коллекция восточного искусства в западном полушарии. Каждая из многочисленных цивилизаций Востока представлена здесь выдающимися экспонатами, которые в целом дают максимально полное (и по качеству, и по степени охвата различных регионов Азии) представление о культурном наследии этой части планеты.

Экспозиция насчитывает свыше 60 тысяч произведений искусства, относящихся к периоду от второго тысячелетия до н.э. до начала XX века. Она включает в себя живопись, гравюры, каллиграфию, скульптуру, изделия из металла, керамики, изделия декоративно-прикладного искусства и ткани из Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Индии, Гималаев и других азиатских регионов.

Танцовщица. Западная Династия Хань (206 г. до н.э.– 9 г. н.э.), 2 в. до н.э., Китай
Танцовщица, 2 в. до н.э., Китай

Наиболее выдающиеся экспонаты отдела Азиатского искусства - это китайская каллиграфия и живопись, изображающая как монументальные пейзажи, так и тихие уголки природы, а также японские ширмы и гравюры на дереве, собрание ритуальных предметов и предметов роскоши из самых различных материалов. Одними из лучших экспонатов Метрополитена считаются и каменные и металлические скульптуры из Южной и Юго-Восточной Азии, древние картины из Непала и Тибета.

Метрополитен начал собирать произведения азиатского искусства еще в конце XIX века, в том числе благодаря дарам многих покровителей музея. Собственно отдел Искусства Дальнего Востока (в 1986 году переименованный в отдел Искусства Азии) был создан в 1915 году. Однако настоящий импульс к созданию полноценной и обширной коллекции азиатского искусства был получен от Дугласа Диллона, который в 1970 году стал президентом Совета Покровителей Музея. Начиная с этого года, который был годом столетнего юбилея Метрополитена, отдел постоянно увеличивал штат служающих, коллекцию и выставочную площадь. Этот процесс достиг своей кульминации в 1998 году с открытием целого крыла площадью около 6 тысяч кв.метров, отданного целиком под коллекцию искусства Азии.

Сидящий Будда, Династия Тан (618–907 гг. н.э.), ок.650 г. н.э., Китай
Сидящий Будда, ок.650 г. н.э., Китай

При всем многообразии и своеобразности культур и цивилизаций Азии, многие экспонаты коллекции отдела обнаруживают сходства между собой в формах, в иконографии (причиной чему - религии, общие для многих народов, такие, как Буддизм и Индуизм), в темах и технике, как например, общность техник, применяемых в бело-синей керамике и живописи тушью. Таким образом, при том, что экспозиция организована по географическому и хронологическому принципу, в целом она может дать представление не только о разнообразии азиатских культур, но и о связях, соединяющих эти культуры, позволяющих говорить об искусстве Азии как о едином направлении мирового искусства.

Например, две инсталляции на балконе Большого Зала, где представлена коллекция китайской керамики, значительно обогащают хронологическую экспозицию: одна инсталляция представляет влияние китайской и японской традиций на европейскую керамику, другая - сближения между китайской бело-синей керамикой и произведениям, созданными в Японии, Корее, Вьетнаме. Здесь можно увидеть экспонаты периода от 6 века до н.э. до XVIII века нашей эры, в том числе коллекцию Алтмана - уникальные образцы фарфора Династии Цин (1644–1912).

Конь Сияющая Ночь, Династия Тан (618–907 гг. н.э.), 8 в. н.э., Китай. Предполагаемый автор Хан Ган (годы тв-ва 742-756)
Конь Сияющая Ночь, 8 в. н.э., Китай. Предполагаемый автор - Хан Ган

Самый необычный и уникальный экспонат азиатской коллекции - Двор Астора, созданный по образцу двора в Саду Хозяина Рыбацкой Сети (Саду Рыбака) в Сучжоу, древнем китайском городе к западу от Шанхая, который славится свой садами - настоящими шедеврами садово-паркового искусства. Двор - подарок Фонда Винсента Астора - открылся в 1981 году, к нему примыкает помещение, в котором располагается экспозиция китайской деревянной мебели.

Ваза, Династия Цин, период Канси (1662–1722), конец 17 - нач. 18 века. Китай
Ваза, конец 17 - нач. 18 века. Китай

Галереи Шарлотты Вебер, впервые открытые для публики в 1988 году и отремонтированные в 1997, полностью посвящены искусству Древнего Китая. Здесь представлена древние изделия из бронзы и нефрита, керамики и металла, относящиеся к периоду от Неолита (ок. 4500-2000 гг. до н.э.) до времени правления Династии Тан (618–907). Замечательная коллекция монументальной китайской скульптуры 5-8 веков нашей эры и собрание редких изображений Будды периода от Династии Тан до Династии Минг завершают экспозицию раннего искусства в этой части музея.

Уникальная подборка китайской живописи и каллиграфии, относящейся как к ученой, так и к придворной традициям периода от 8 до 18 века представлена в Галереях Дугласа Диллона, Галерее С.С.Ванга и Галерее Франсис Янг Танг. Впервые открытые в 1981 году, эти галереи были отремонтированы и расширены в 1997 году, благодаря чему в них разместили также коллекцию живописи 19-20 веков, которая является частью дара Роберта Х.Эллсуорта, переданного Метрополитену в 1986 году.

Летние горы. Северная Династия Сун (960–1127), 11 в., Китай. Предполагаемый автор Ку Динг (годы тв-ва 1023-1056)
Летние горы, 11 в., Китай. Предполагаемый автор Ку Динг (годы тв-ва 1023-1056)

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов, посвященные Декоративно-прикладному искусству, также стали частью Отдела Искусства Азии после реконструкции в 1997 году. В этих четырех галереях на третьем этаже Метрополитена можно увидеть произведения из нефрита и металла, ткани и лакированные изделия 12-19 веков н.э. - плоды удивительной способности китайских мастеров приспосабливать самые разные материалы для создания предметов быта и роскоши.

Старая слива, период Эдо (1615–1868), ок.1645, Япония. Предполагаемый автор Кано Сансецу (1589-1651)
Старая слива, ок.1645, Япония. Предполагаемый автор Кано Сансецу (1589-1651)

В центре отдела искусства Японии - такие традиционные детали, как алтарная платформа (созданная по образцу 12 века) и небольшая комната в стиле шойн, типичного для 16 и начала 17 веков. Японские галереи, расположенные в Крыле Саклера, были открыты в 1987 году при поддержке японских и собственно американских представителей бизнеса.

Кувшин для чайной церемонии, период Момояма (1568–1615), нач. 17 в., Япония
Кувшин для чайной церемонии, нач. 17 в., Япония

Обширная коллекция искусства Японии - от керамики периода Неолита (ок. 1500-300 гг. до н.э.) до деревянных гравюр и тканей периода Эдо (1615-1868) - представлена в хронологическом порядке в одиннадцати залах музея.

Среди "хитов" японской экспозиции - картины "эмаки" 13-14 веков, представляющие собой рукописные свитки с рассказом о том или ином событии и иллюстрациями, собрание традиционных японских экранов 14-18 веков, а также - фарфор периода Эдо.

Парвати. Династия Чола (880–1279), первая четверть 10 в., Тамил Наду, Индия
Парвати, первая четверть 10 в., Тамил Наду, Индия

Галереи Флоренс и Герберта Ирвингов открылись в 1994 году, в них расположена коллекция искусства Южной и Юго-Восточной Азии. Здесь в 15 комнатах представлены экспонаты из Индии, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Бирмы, Камбоджи, Таиланда, Вьетнама и Индонезии, относящиеся к периоду от древнейших цивилизаций до 16 века.

Наибольший интерес для посетителей представляют буддистские каменные и бронзовые скульптуры Династии Кушан (1-3 века н.э.), скульптуры периодов Кашмири и Палов (6-13 века), индийские скульптуры из бронзы периода Династии Чола (9-13 века), уникальная коллекция ранних изделий из металла из Юго-Восточной Азии, а также монументальная скульптура империи Кхмеров из Камбоджи и Таиланда (9-14 века). Нельзя обойти вниманием и индийскую придворную живопись 16-19 веков и религиозное искусство Непала и Тибета (8-19 века), представленные в трех дополнительных галереях на третьем этаже.

Мандала Парамасукха-Шакрасамвара, ок. 1100, Непал
Мандала Парамасукха-Шакрасамвара, ок. 1100, Непал

Благодаря поддержке со стороны Корейского Фонда и Фонда Корейского искусства Кун-Хи Ли в Метрополитене в июне 1998 года была открыта Галерея искусства Кореи. Она представляет из себя замысловатое сочетание западного минималистического дизайна и традиционных корейских деталей, таких, как гранитные пороги и пол из деревянных планок. Предметы искусства из постоянной экспозиции Метрополитена, особенно буддистская живопись и керамика Династий Коре (918–1392) и Чосон (1392–1910), а также временные выставки, представляющие коллекции других музеев США и стран мира, помогут посетителю получить обширное представление о культурном наследии Кореи.

Пейзаж в стиле Ан Кион: Династия Чосон (1392–1910), 15 в., Корея
Пейзаж в стиле Ан Кион: Династия Чосон (1392–1910), 15 в., Корея

В дополнение к постоянной экспозиции и выставкам из собственной коллекции Метрополитена, Отдел искусства Азии организовывает специальные выставки, благодаря которым посетители могут увидеть уникальные предметы искусства из запасников музеев Азии и всего мира, а также из частных коллекций. Среди самых выдающихся выставок последних лет можно назвать "Великолепие Китайской империи: сокровища из музея Национального Дворца в Тайпее" (1996), "Когда шелк был золотым: ткани Китая и Центральной Азии" (1998), "Священные видения: ранняя живопись Центрального Тибета" (1998), "Художник как коллекционер: шедевры китайской живописи из семейной коллекции С.С. Ванга" (1999).

Часы работы:

  • пятница и суббота - 9.30 - 21.00,
  • вторник, среда, четверг - 9.30 - 17.30
  • понедельник - выходной
Допуск посетителей прекращается за 15 минут до закрытия музея. Музей не работает 1 января, 25 декабря, в День Благодарения.

Справочный телефон 212-535-7710

Сайт музея: www.metmuseum.org

Наталья Коваленко






© Контора Кука, 1999-2009





Rambler's Top100 Service TopList