Музеи
    Контора Кука -> Европа -> Швеция -> Музеи






СТОКГОЛЬМ

Национальный музей

Эдуард Мане. 'Кошачье рандеву'
Эдуард Мане. 'Кошачье рандеву'

Национальный музей в Стокгольме - это, прежде всего, крупнейшее в Швеции и одно из крупнейших в Скандинавии художественных хранилищ. Но не только. Это еще и один из первых европейских публичных музеев, обязанный своим существованием королевской фамилии.

Начало формирования собрания восходит к XVI веку. Шведский король Густав I, основатель могущественной династии Ваза, начал, как это было модно в королевских домах Европы, коллекционировать произведения искусства. Коллекция хранилась в замке Грипсхольм, где ныне находится Шведская Национальная портретная галерея. После смерти Густава I коллекция активно пополнялась.

Йонас Пальмиус. Стул (1992). Диабаз
Йонас Пальмиус. Стул (1992). Диабаз

Особенно богатые приобретения были сделаны в XVII в., в период наибольшего военного могущества Швеции. Так, например, в мае 1632 г., в ходе Тридцатилетней войны, армия шведского короля Густава II Адольфа, победоносно пройдя всю Германию, заняла Мюнхен - столицу баварского курфюрста Максимилиана I.

Уже тогда в Мюнхене хранилась превосходная коллекция немецкой живописи, позже образовавшая Мюнхенскую Пинакотеку. Страстным коллекционером был и сам Максимилиан I, некогда едва ли не силой отобравший у Нюрнберга два полотна Дюрера. Поэтому можно только удивляться, что среди трофеев шведской армии оказалось лишь одно значительное полотно из принадлежавших курфюрсту: «Неподходящая пара» Лукаса Кранаха Старшего. Эта единственная в Швеции картина Кранаха принадлежит ныне к жемчужинам стокгольмского собрания.

Георг Хаупт. Секретер (1781)
Георг Хаупт. Секретер (1781)

Однако, кроме приобретений, были и потери. В 1654 г. королевские дома Европы ошеломлены известием, что шведская королева Христина, одна из самых образованных и обаятельных женщин своего времени, отреклась от престола и покинула Швецию. Однако королева уехала из дворца не с пустыми руками. Отправляясь в Италию, где она проживет последние тридцать пять лет, Христина забрала с собой множество полотен из королевской коллекции, среди которых преобладают шедевры мастеров любимого ею Итальянского Ренессанса. А еще через сорок лет страшный пожар, разразившийся в замке, лишил собрание еще многих произведений искусства.

XVIII в. оказался самым счастливым для будущего музея. Два выдающихся деятеля в наибольшей степени способствуют его созданию.

Граф Карл Густав Тессин (1740)
Граф Карл Густав Тессин (1740)

Первый из них - граф Карл Густав Тессин (1695-1770). Этот выдающийся политический деятель (кстати, пытавшийся, хотя и безуспешно, предотвратить опустошительную войну с Россией в 1741 г.) был также и знатоком искусства.

В бытность свою шведским послом во Франции в 1740-х гг., Тессин собрал коллекцию современного ему французского искусства. Коллекция эта находилась на таком уровне, что и по сей день стокгольмское собрание XVIII в. считается одним из лучших в мире.

Второй благотворитель - король Густав III (1746-92) - один из самых примечательных правителей Швеции. Царствование его называют «густавианским Просвещением». Масштабы деятельности Густава III как покровителя наук и искусств оставляют далеко позади сделанное его венценосными предшественниками.

Дэвид Хэшлер. 'Снятие с креста' (1640-е). Слоновая кость
Дэвид Хэшлер. 'Снятие с креста' (1640-е). Слоновая кость

Основатель Шведской Академии, талантливый любитель-драматург, король Густав не только сильно дополнил доставшееся ему в наследство собрание, но и сделал решительный шаг к созданию публичного музея: он издал приказ о переходе королевских коллекций после его смерти во владение государства. Так в 1792 г. был основан Королевский музей, переименованный в 1866 г., после своего торжественного открытия, в Национальный.

Карл Ларссон. 'Лисбет'
Карл Ларссон. 'Лисбет'

Сегодня здание музея - одна из примечательных черт старого Стокгольма. Построенное в ренессансной манере, оно должно было, по замыслу архитекторов, вызывать в памяти архитектуру итальянского Возрождения. Суть замысла очевидна: установить связь шведской культуры с общеевропейской «колыбелью искусств».

Коллекции музея делятся на традиционные отделы живописи и скульптуры, рисунка и гравюры, а также декоративного искусства. Самые громкие имена, представленные в художественной коллекции - Гойя, Ренуар, Дега и Гоген, а также неизменно блистающие в мировых художественных собраниях Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн.

Андерс Цорн. 'Пляски в Иванов день' (1897)
Андерс Цорн. 'Пляски в Иванов день' (1897)

При подборе экспозиции музей ориентировался прежде всего на художественную ценность произведений, а уже потом на национальную принадлежность. Поэтому в музее ярче всего представлены голландские художники XVII в и французские - XVIII в.

Александр Рослин. 'Дама под вуалью' (1768)
Александр Рослин. 'Дама под вуалью' (1768)

Помимо традиционных для европейских музеев отделов голландской, итальянской, французской живописи шведский музей может предложить посетителям необычную для Европы экспозицию - русские иконы.

Наконец, Национальный музей Стокгольма располагает значительной коллекцией шведской живописи XVI-XIX вв. Признанные шедевры шведской экспозиции - «Дама под вуалью» Александра Рослина и «Пляски в Иванов день» Андреса Цорна.

Фридрих Элиас Мейер. 'Диана и Эндимион' (1760-е). Мейсенский фарфор
Фридрих Элиас Мейер. 'Диана и Эндимион' (1760-е). Мейсенский фарфор

Отдел дизайна в Стокгольмском музее ничуть не уступает залам живописи. Коллекция охватывает семь веков, от XIV в. до наших дней, и насчитывает около 30 000 произведений прикладного искусства. Примерно треть их составляет керамика. Далее - текстиль, стекло, металл (в том числе - коллекция шведского серебра), мебель, книги.

Антуан Ватто. 'Наброски молодых женщин'
Антуан Ватто. 'Наброски молодых женщин'

Особо надо выделить крупнейшее в Скандинавии собрание фарфора. При формировании этого отдела приоритет отдавался произведениям искусства Швеции и других северных стран, но музей охотно приобретал и экспонаты из других государств, особенно тех, которые сыграли важную роль в развитии дизайна.

Самый богатый и, возможно, самый интересный отдел музея - рисунок и графика. Экспозиция его охватывает период от позднего средневековья до 1900 г. и насчитывает около полумиллиона листов.

Иохан Тобиас Сергель. 'Шумный ужин'
Иохан Тобиас Сергель. 'Шумный ужин'

Коллекция начиналась с 2000 рисунков, приобретенных графом Тессином во время его пребывания во Франции. Ценнейшие экспонаты - рисунки Рембрандта и Ватто, а также почти полное собрание гравюр Эдуарда Мане. Среди шведских произведений - рисунки Йохана Тобиаса Сергеля, Карла Ларссона и других.

Карл Фредрик Хилл. 'Водопад с оленями'
Карл Фредрик Хилл. 'Водопад с оленями'

Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Во вторник с 11 до 20 часов, остальные дни с 11 до 17 часов. С 1 июня по 31 августа по четвергам музей закрывается в 17 часов. Музей закрыт в канун Иванова дня (23 июня), канун Рождества и Рождество (24 и 25 декабря), в канун Нового Года (31 декабря). Музей работает с 11 до 17 часов в Иванов день (24 июня), День всех святых (4 ноября), а также 26 декабря.

Стоимость билета 75 SEK. Льготный билет для студентов и призывников 60 SEK. Дети младше 16 лет проходят бесплатно.

Смотрите также изображения экспонатов коллекции музея:

Официальный сайт Национального музея в Стокгольме
Языки: шведский, английский.
Английская версия

Коллекции Национального музея тесно связаны с коллекциями королевских замков. Главным образом, это собрания живописи, рисунка и скульптуры, выставленные в пяти дворцах: Грипсхольм, Дроттингхольм, Стромхольм, Розенберг и Ульриксдал. Самая значительная экспозиция - Национальная портретная галерея - находится в замке Грипсхольм, древнейшем из королевских дворцов, основанном Густавом I Ваза в 1537 г. Кроме того, с Национальным музеем связан Музей древностей Густава III, расположенный в стенах Королевского замка в Стокгольме. Позднее Коллекция королевских замков расширялась и сейчас занимает 18 зданий - замков, дворцов и усадеб.

Олеся Двоскина






© Контора Кука, 1999-2009





Rambler's Top100 Service TopList