Музеи |
    | Контора Кука -> Европа -> Швеция -> Музеи |
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
СТОКГОЛЬМ
Национальный музей в Стокгольме - это, прежде всего, крупнейшее в Швеции и одно из крупнейших в Скандинавии художественных хранилищ. Но не только. Это еще и один из первых европейских публичных музеев, обязанный своим существованием королевской фамилии. Начало формирования собрания восходит к XVI веку. Шведский король Густав I, основатель могущественной династии Ваза, начал, как это было модно в королевских домах Европы, коллекционировать произведения искусства. Коллекция хранилась в замке Грипсхольм, где ныне находится Шведская Национальная портретная галерея. После смерти Густава I коллекция активно пополнялась.
Особенно богатые приобретения были сделаны в XVII в., в период наибольшего военного могущества Швеции. Так, например, в мае 1632 г., в ходе Тридцатилетней войны, армия шведского короля Густава II Адольфа, победоносно пройдя всю Германию, заняла Мюнхен - столицу баварского курфюрста Максимилиана I. Уже тогда в Мюнхене хранилась превосходная коллекция немецкой живописи, позже образовавшая Мюнхенскую Пинакотеку. Страстным коллекционером был и сам Максимилиан I, некогда едва ли не силой отобравший у Нюрнберга два полотна Дюрера. Поэтому можно только удивляться, что среди трофеев шведской армии оказалось лишь одно значительное полотно из принадлежавших курфюрсту: «Неподходящая пара» Лукаса Кранаха Старшего. Эта единственная в Швеции картина Кранаха принадлежит ныне к жемчужинам стокгольмского собрания.
Однако, кроме приобретений, были и потери. В 1654 г. королевские дома Европы ошеломлены известием, что шведская королева Христина, одна из самых образованных и обаятельных женщин своего времени, отреклась от престола и покинула Швецию. Однако королева уехала из дворца не с пустыми руками. Отправляясь в Италию, где она проживет последние тридцать пять лет, Христина забрала с собой множество полотен из королевской коллекции, среди которых преобладают шедевры мастеров любимого ею Итальянского Ренессанса. А еще через сорок лет страшный пожар, разразившийся в замке, лишил собрание еще многих произведений искусства. XVIII в. оказался самым счастливым для будущего музея. Два выдающихся деятеля в наибольшей степени способствуют его созданию.
Первый из них - граф Карл Густав Тессин (1695-1770). Этот выдающийся политический деятель (кстати, пытавшийся, хотя и безуспешно, предотвратить опустошительную войну с Россией в 1741 г.) был также и знатоком искусства. В бытность свою шведским послом во Франции в 1740-х гг., Тессин собрал коллекцию современного ему французского искусства. Коллекция эта находилась на таком уровне, что и по сей день стокгольмское собрание XVIII в. считается одним из лучших в мире. Второй благотворитель - король Густав III (1746-92) - один из самых примечательных правителей Швеции. Царствование его называют «густавианским Просвещением». Масштабы деятельности Густава III как покровителя наук и искусств оставляют далеко позади сделанное его венценосными предшественниками.
Основатель Шведской Академии, талантливый любитель-драматург, король Густав не только сильно дополнил доставшееся ему в наследство собрание, но и сделал решительный шаг к созданию публичного музея: он издал приказ о переходе королевских коллекций после его смерти во владение государства. Так в 1792 г. был основан Королевский музей, переименованный в 1866 г., после своего торжественного открытия, в Национальный.
Сегодня здание музея - одна из примечательных черт старого Стокгольма. Построенное в ренессансной манере, оно должно было, по замыслу архитекторов, вызывать в памяти архитектуру итальянского Возрождения. Суть замысла очевидна: установить связь шведской культуры с общеевропейской «колыбелью искусств». Коллекции музея делятся на традиционные отделы живописи и скульптуры, рисунка и гравюры, а также декоративного искусства. Самые громкие имена, представленные в художественной коллекции - Гойя, Ренуар, Дега и Гоген, а также неизменно блистающие в мировых художественных собраниях Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн.
При подборе экспозиции музей ориентировался прежде всего на художественную ценность произведений, а уже потом на национальную принадлежность. Поэтому в музее ярче всего представлены голландские художники XVII в и французские - XVIII в.
Помимо традиционных для европейских музеев отделов голландской, итальянской, французской живописи шведский музей может предложить посетителям необычную для Европы экспозицию - русские иконы. Наконец, Национальный музей Стокгольма располагает значительной коллекцией шведской живописи XVI-XIX вв. Признанные шедевры шведской экспозиции - «Дама под вуалью» Александра Рослина и «Пляски в Иванов день» Андреса Цорна.
Отдел дизайна в Стокгольмском музее ничуть не уступает залам живописи. Коллекция охватывает семь веков, от XIV в. до наших дней, и насчитывает около 30 000 произведений прикладного искусства. Примерно треть их составляет керамика. Далее - текстиль, стекло, металл (в том числе - коллекция шведского серебра), мебель, книги.
Особо надо выделить крупнейшее в Скандинавии собрание фарфора. При формировании этого отдела приоритет отдавался произведениям искусства Швеции и других северных стран, но музей охотно приобретал и экспонаты из других государств, особенно тех, которые сыграли важную роль в развитии дизайна. Самый богатый и, возможно, самый интересный отдел музея - рисунок и графика. Экспозиция его охватывает период от позднего средневековья до 1900 г. и насчитывает около полумиллиона листов.
Коллекция начиналась с 2000 рисунков, приобретенных графом Тессином во время его пребывания во Франции. Ценнейшие экспонаты - рисунки Рембрандта и Ватто, а также почти полное собрание гравюр Эдуарда Мане. Среди шведских произведений - рисунки Йохана Тобиаса Сергеля, Карла Ларссона и других.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Во вторник с 11 до 20 часов, остальные дни с 11 до 17 часов. С 1 июня по 31 августа по четвергам музей закрывается в 17 часов. Музей закрыт в канун Иванова дня (23 июня), канун Рождества и Рождество (24 и 25 декабря), в канун Нового Года (31 декабря). Музей работает с 11 до 17 часов в Иванов день (24 июня), День всех святых (4 ноября), а также 26 декабря. Стоимость билета 75 SEK. Льготный билет для студентов и призывников 60 SEK. Дети младше 16 лет проходят бесплатно. Смотрите также изображения экспонатов коллекции музея:
Официальный сайт Национального музея в Стокгольме
Коллекции Национального музея тесно связаны с коллекциями королевских замков. Главным образом, это собрания живописи, рисунка и скульптуры, выставленные в пяти дворцах: Грипсхольм, Дроттингхольм, Стромхольм, Розенберг и Ульриксдал. Самая значительная экспозиция - Национальная портретная галерея - находится в замке Грипсхольм, древнейшем из королевских дворцов, основанном Густавом I Ваза в 1537 г. Кроме того, с Национальным музеем связан Музей древностей Густава III, расположенный в стенах Королевского замка в Стокгольме. Позднее Коллекция королевских замков расширялась и сейчас занимает 18 зданий - замков, дворцов и усадеб. Олеся Двоскина |
|
© Контора Кука, 1999-2009 |