Дворцы и замки |
    | Контора Кука -> Европа -> Швеция -> Дворцы и замки |
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Коллекции Национального музея в Стокгольме тесно связаны с коллекциями королевских замков. Главным образом, это собрания живописи, рисунка и скульптуры, выставленные в пяти дворцах: Грипсхольм, Дроттингхольм, Стромхольм, Розенберг и Ульриксдал. Самая значительная экспозиция - Национальная портретная галерея - находится в замке Грипсхольм, древнейшем из королевских дворцов, основанном Густавом I Ваза в 1537 г. Кроме того, с Национальным музеем связан Музей древностей Густава III, расположенный в стенах Королевского замка в Стокгольме. Позднее Коллекция королевских замков расширялась и сейчас занимает 18 зданий - замков, дворцов и усадеб. Само название «Дроттнингхольм» означает «Остров королевы». В XVI в. на этом месте Иохан III выстроил замок для королевы Катарины Ягеллонской. Этот замок простоял около восьмидесяти лет и погиб в результате пожара, вспыхнувшего под Новый 1662 год.
Не прошло и года, как вдовствующая королева Гедвига Элеонора приказала начать постройку нового здания. Перед архитектором стояла особая задача. Швеция вышла из Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. в расцвете своего могущества, став одной из самых влиятельных европейских держав. Поэтому королеве Элеоноре, регентше при малолетнем короле Карле XI и, таким образом, главе государства, было необходимо иметь достойную ее положения резиденцию. Такой резиденцией и мыслился возрождаемый Дроттнингхольм.
Работы по постройке возглавлял архитектор Никодемус Тессин Старший, а после его смерти в 1682 г. - его сын Тессин Младший. Примечательно, что и третье поколение Тессинов, в конечном счете, послужило созданию Национального музея: сын Младшего и внук Старшего Тессина - тот самый граф Карл Густав Тессин, чья коллекция французского искусства XVIII в. послужила основой соответствующего отдела музея и прославила его среди европейских художественных хранилищ.
Новое рождение дворец переживает в XVIII в., а точнее - в 1744 г. Он оказывается в числе свадебных подарков принцессе Ловизе Ульрике Прусской ко дню ее бракосочетания с шведским наследником Адольфом Фредриком. Заново, в модном французском стиле украшаются некоторые залы, Дроттнингхольм становится дворцом искусств и наук. В его стенах открывается придворный театр, во дворце гостят ведущие ученые этого времени. Среди них можно назвать знаменитого ботаника Карла Линнея, немало времени проводившего в обширных парках королевского замка. До наших дней дошли богатые интерьеры XVII-XIX вв. Кроме того, Дроттнингсхольм - настоящая энциклопедия садово-паркового искусства. В большой степени сохранился французский барочный парк. Особую ценность ему придают многочисленные бронзовые скульптуры ведущего голландского мастера конца XVI - начала XVII вв. Адриана де Вриса, прибывшие в Швецию в качестве трофеев из Праги и дворца Фредриксборг в Дании. Разбитый при Густаве III классицистский французский регулярный парк, как и романтический английский, также до сих пор восхищают путешественников. Дворец открыт с мая по август ежедневно с 10 до 16.30, в сентябре ежедневно с 12 до 15.30. С октября по апрель - по субботам и воскресеньям с 12 до 15.30. Стоимость билета 50 SEK. Студенты и дети - 25 SEK. Дети до 7 лети проходят бесплатно в сопровождении взрослых.
Ни один путешественник по Скандинавии не минует замок Грипсхольм - самую древнюю и одну из самых живописных королевских резиденций. Он находится в маленьком городке Мариефред на берегу озера Маларен, примерно в 60 км на запад от Стокгольма. Свое название он получил от Бо Йонссона Грипа - шведского канцлера XIV в. Именно он построил первый замок в Мариефред, позже подаренный картезианскому монастырю. Когда же в Швецию пришла Реформация, монастырь был конфискован государством, и Густав I Ваза отдал приказ о строительстве нового замка, который должен был стать частью оборонительных сооружений. Строительство началось в 1537 г. Новый замок, уже в ренессансном духе, стал резиденцией Густава I. Там, в частности, король Густав хранил свою коллекцию живописи, позже переехавшую в Королевский дворец в Стокгольме и ставшую сердцевиной будущего Национального музея.
Веком позже Грипсхольм становится вдовьей частью шведских королев. В разное время там живут Мария Элеонора (вдова Густава II Адольфа) и Гедвига Элеонора (вдова Карла X) - та самая, заботе которой обязан своим существованием другой королевский дворец - Дроттнингсхольм. А еще сто лет спустя для Грипсхольм-Кастл начинается новая эра. В стенах его появляется великолепный Густав III, один из самых блистательных королей XVIII в., превративший старинную крепость в блестящий классический дворец. Неудивительно, что в романтическую эпоху XIX в., когда всю Европу охватывают мощные национальные движения, для шведов олицетворением их славного прошлого становятся именно древние стены Грипсхольма. К этому времени относится реставрация замка, в ходе которой особый акцент делается на самой старой его части. Это естественно: в Европе царит мода на Средневековье. Насмешливые критики писали позже, что реставраторы «пытались сделать замок даже старше, чем он есть».
Уникальность замка Грипсхольм среди других подобных дворцов Европы заключается в том, что в нем не стерлись следы ни одной из пережитых им четырех эпох. Ренессансные интерьеры XVI в. в Грипсхольме - наиболее сохранные в Швеции. Убранство XVII в. полностью сохранено в так называемом "крыле Королевы", принадлежавшем Гедвиге Элеоноре. От Густава III остался, прежде всего, один из лучших театров XVIII в. и некоторые залы, а также множество портретов. Наконец, в Грипсхольме есть и комнаты, переделанные уже в XIX в. В это время, когда Грипсхольм рассматривается уже в большей мере как исторический памятник, туда свозятся мебель и произведения прикладного искусства из всех дворцов страны, что превратило замок в своего рода музей шведского интерьера XVI-XIX вв. Замок Грипсхольм известен на весь мир также благодаря расположенной в нем коллекции портретов. В Шведской Национальной портретной галерее, основанной в 1822 г., выставлены великолепные изображения наиболее выдающихся деятелей шведской истории, начиная от Густава Вазы. Замок открыт круглогодично:
Стоимость билета 50 SEK. Студенты и дети - 25 SEK. Королевский дворец в Стокгольме В окрестностях Стокгольма находится немало дворцов, бывших в разное время резиденциями монарха: это Грипсхольм, Дроттнингхольм, Розерсберг и другие. Но лишь дворец в Стокгольме не носит особого имени. Когда говорят о Королевском дворце, нет нужды пояснять, о каком именно: это может быть только величественный замок в центре шведской столицы.
Королевский дворец в Стокгольме, в отличие от других дворцов и замков, до настоящего времени остается официальной королевской резиденцией. И хотя доступ в этот дворец также открыт для широкой публики, а часы, в которые его можно посетить, гораздо удобнее, чем в прочих замках, нередко двери дворца закрываются перед туристами в неурочное время: практически все официальные приемы королевская семья проводит в Стокгольмском дворце, и на это время, естественно, доступ посетителей прекращается. История Королевского дворца насчитывает больше столетий, чем даже Грипсхольм - самый старый из сохранившихся полностью шведских королевских замков. Раскопки обнаружили первые деревянные укрепления, относящиеся к X в. А к середине XIII в., как повествуют средневековые хроники, Биргер Ярл, зять короля Эрика и фактический правитель Швеции, построил замок на холме, где ныне стоит Королевский дворец.
Самые ранние остатки дворцовых стен, дошедшие до нашего времени, относятся к середине XIV в. В это время, когда царствововал король Магнус Эрикссон, замок носил название Трех Корон. Во власти Магнуса находилось три королевства: Швеция, Норвегия и Скан (ныне одна из южных шведских провинций): отсюда и название замка. Большая часть нынешней северной стены Королевского дворца - это сохранившиеся фрагменты стены замка Трех Корон. Сохранились и некоторые средневековые башни с бойницами, встроенные в гораздо более поздний барочный фасад. В 1523 г. королем Швеции становится уже известный нам Густав I, основатель династии Ваза. Густав I был первым королем независимой Швеции, так как он вышел из Кальмарского союза 1397 г., объединившего скандинавские страны под одной короной. С этого момента замок Трех Корон - главная резиденция шведского королевского дома. Кроме того, Густав I предпринял решительные переделки в замке, превратившие суровую средневековую крепость в роскошный ренессансный дворец, подобно тому, как он сделал это в Грипсхольме. Эпоха после Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., когда Швеция находилась на вершине военной славы, не могла не оставить следа в королевской резиденции. Планы реконструции были представлены почти сразу после заключения Вестфальского мира, но работы по перепланировке замка начались лишь через сорок лет. Руководил ими Никодемус Тессин Младший. Однако дворец простоял недолго. Страшный пожар 7 мая 1697 г. уничтожил его почти полностью, причем погибла значительная часть королевской художественной коллекции, тогда уже весьма обширной.
Три недели спустя после пожара тессиновский план реконструкции уже лежал перед членами правящего кабинета. Согласно этому плану, ремонт должен был занять пять лет. Однако прошло почти шесть десятилетий, прежде чем королевская семья вернулась в обновленный дворец. Каждый из четырех фасадов нынешнего Королевского дворца несет свою собственную смысловую нагрузку. Два главных - западный и восточный. Западный фасад - «фасад Короля», с апартаментами короля, большой королевской лестницей и аркой. Восточный, соответственно - «фасад Королевы», с симметрично выстроенными аркой и лестницей, апартаментами королевы и небольшим садом. С северной стороны располагаются кабинет министров, зал заседаний Риксдага - шведского парламента, а также королевская библиотека. Таким образом, если западный и восточный фасады - олицетворяют представительскую сторону шведской монархии, то северный связан с ее деятельной стороной. Южный фасад - наиболее торжественный, его арка - самая монументальная. По разным сторонам арки находятся Государственный зал и Королевская капелла: по замыслу архитекторов, трон и алтарь - символы шведской государственности. Таким образом, Королевский дворец призван быть своего рода миниатюрным отображением Швеции в целом. Королевский дворец открыт круглогодично:
Стоимость полного билета: 100 SEK. Студенты и дети - 70 SEK Стоимость частичного билета (королевские апартаменты, сокровищница, музей древностей Густава III: 50 SEK. Студенты и дети - 25 SEK. Дети до 7 лет проходят бесплатно. Семейный билет (двое взрослых и двое детей) - 100 SEK. В Королевскую капеллу вход свободный. Олеся Двоскина |
|
© Контора Кука, 1999-2009 |