Дворцы
    Контора Кука -> Европа -> Франция -> Дворцы





ПАРИЖ

Ратуша Парижа

Главный фасад Ратуши
Главный фасад Ратуши

К середине Х1Y века парижским купцам надоело "кормить весь Париж" и находиться при этом в полном бесправии. Их облагали огромной данью, но власти они никакой не имели. Купцы взбунтовались. Опасаясь кровавых побоищ, король пошел на уступки. В 1357 году глава купеческого сословия Этьен Марсель обрел и статус городского старейшины. Необходимо было подыскать помещение, подходящее для нового института власти.

В зале Старейшин выгравированны имена всех тех, кто управлял Парижом, начиная с 12-го века и до Французской Революции.
В зале Старейшин выгравированны имена всех тех, кто управлял Парижом, начиная с 12-го века и до Французской Революции.

Раньше все торговцы, за чей счет и процветала столица, собирались в небольшом здании на левом берегу Сены. Теперь Этьен Марсель купил в самом центре делового Парижа (то есть на правом берегу) престижный дом, известный парижанам под названием "Дом на сваях". Здание это занимает почти всю западную часть Гревской площади. К тому времени дому исполнилось уже более ста лет, построен он был одним монахом, продавшим его впоследствии королю Филиппу-Августу. Постройка, несмотря на возраст, хорошо сохранилась. Она представляла из себя каменное (не из дерева, как было принято у горожан), здание с двумя островерхими крышами, с выступающим вторым этажом, который поддерживали не просто деревянные сваи, а каменные столбы.

Ратуша вечером
Ратуша вечером

У этого дома уже была своя история. В 1317 он служил резиденцией вдове Людовика X, королеве Климентине Венгерской. А через несколько лет строение оказалось во владении французского дофина, будущего Карла V, который продал его собирателю солевых налогов, а тот чуть ли не сразу же перепродал здание гильдии купцов. Из "Дома на сваях" оно превратилось во "Дворец города" (так дословно с французского переводится "Ратуша"). С тех пор Парижская ратуша располагается на том же месте.

Фасад Ратуши
Фасад Ратуши

В 1529 "Дом на сваях" было решено заменить настоящим дворцом, достойным парижан. Франциск I, известный европейцам как завоеватель Италии, а французам как меценат и пропагандист искусств, заказал проект двум архитекторам. Это были итальянец Доменик де Кортоне, получивший из-за своей огненно рыжей бороды прозвище Боккадор (красный рот), и француз Пьер Шамбиж.

Фонтаны перед главным фасадом
Фонтаны перед главным фасадом

С проектом архитекторы справились быстро, первый камень был заложен уже 15 июля 1533 года. Но такого долгостроя не видел никто: за время строительства сменилось четыре короля, страна успела пережить Варфолмеевскую ночь, дворцовые заговоры и гражданские войны. К 1549 году стало очевидно, что здание получается слишком тесным, и недостроенный дворец стали перестраивать.

Фасад Ратуши
Фасад Ратуши

Окончательно все работы были завершены только век спустя - при Людовике XIII, в 1628 году. В итоге парижане получили изысканный дворец в стиле итальянского Возрождения, просторный, светлый и богато украшенный.

В таком виде, без малейшего изменения, он оставался до 1835 года, когда префект Рамбюто, сочтя, что дворец стал тесноват, приказал соединить галереей два боковых крыла с основным зданием. После его преобразований общая площадь дворца утроилась, появился фасад, выходящий на набережную. Энгр и Делакруа выполнили внутреннее оформление.

Парадная лестница
Парадная лестница

Именно этот дворец стал свидетелем, участником и, в конце концов, жертвой всех исторических потрясений XVIII-XIX веков. Захватив Бастилию, бунтовщики двинулись на городскую ратушу. Здесь же безуспешно пытался спастись от ареста Робеспьер. После революции 1848 года в ратуше заседало новое правительство. Второго сентября 1870 года пала Вторая империя, а через несколько месяцев, подожженная коммунарами, ратуша сгорела до тла. Пожар продолжался восемь дней. После него не сохранилось ничего: ни архивов, ни картин, ни мебели. Многовековая история столицы была уничтожена.

Кабинет мэра. Богато украшен гобеленами XV-XVI веков, вазами из севрского фарфора
Кабинет мэра. Богато украшен гобеленами XV-XVI веков, вазами из севрского фарфора

В 1873 году было принято решение полностью восстановить погибший дворец. Работами руководли архитекторы Баллю и Деперт, а финансировались они за счет пожертвований. На этот раз строительство завершилось к 1883 году. Внутреннее оформление дворца поручили самым известным художникам, и оно полностью соотвествовало вкусам Третьей республики: позолота, хрустальные люстры, богатая резьба по дереву…

Праздничный зал - самый большой зал ратуши. Здесь устраиваются официальные приемы для глав государств. На потолоке росписи Эме Моро 'История Танца', Жервекса 'История Музыки' и Феррье 'Ароматы и Цветы'
Праздничный зал - самый большой зал ратуши. На потолоке росписи Эме Моро "История Танца", Жервекса "История Музыки" и Феррье "Ароматы и Цветы"

Фасад теперь украшают более сотни скульптур: все они изображают знаменитых французов, родившихся в Париже. Кроме того, еще тридцать скульптур являются аллегориями главных городов Франции, хотя в их число не попали Страсбург и Метц (в конце прошлого века они еще входили в состав Германии).

В парадных залах парижской ратуши регулярно устраиваются художественные выставки, там проводятся многолюдные приемы в честь почетных гостей города. Один раз в неделю внутренние помещения красивейшего "Отель де Вилль" открыты для публики.

Смотрите также фотографии дворца:

Сурия Садекова






© Контора Кука, 1999-2009





Rambler's Top100 Service TopList