ПАРИЖ
Люксембургский дворец
"Из всех приметных больших зданий Парижа и даже всего королевства нет ничего
прекраснее этого великолепного дворца", - так восторженно отзывались современники
о новой резиденции Марии Медичи - Люксембургском дворце.
Вдова Генриха IV никогда не любила Лувр, грязный и зловонный, поэтому она решила
построить собственный дворец. В 1612 году королева купила особняк и парк герцога
Люксембургского, расположенный в тихом и спокойном пригороде Сен-Жермен, а сразу же
вслед за этим еще и соседние поместья, дома, сады, фермы, увеличив дворцовую
территорию с 8 гектаров до 24.
2 апреля 1615 года Мария Медичи торжественно заложила первый камень своего
будущего дворца, проект которого осуществил Саломон де Бросс, потомственный
архитектор. Для внутреннего оформления резиденции королева пригласила Рубенса -
его к тому времени знала уже не только Италия, что было особенно важно для
итальянки Марии, но и вся Европа. Ему была заказана серия из 24 картин:
"Жизнеописание Марии Медичи". Заказчице так понравился результат, что художнику
пришлось работать и над новой серией картин, посвященных Генриху IV. Рубенс,
однако, занимался не только своей прямой деятельностью: будучи близок к королеве,
он умело проникал в тайны французского двора и докладывал об этом эрцгерцогине
Испанских Нидерландов, чьим подданным он являлся.
|
Королева мечтала получить резиденцию, похожую на ту, где прошло ее детство:
дворец Питти во Флоренции. Проект де Бросса только внешне напоминал тосканскую
архитектуру, а по плану оставался в традициях французской школы. То есть состоял
из парадного входа, почетного, закрытого со всех сторон, двора и главного здания.
Строительство сильно затянулось, и связано это было с политическими проблемами.
К тому времени Саломон де Бросс уже умер, его сменил Жак Лемерсье - звезда
французской архитектуры, автор церкви Сен Рош, павильона часов и западной части
квадратного двора в Лувре, часовни Сорбонны, а также Кардинальского дворца,
позже переименованного в Королевский. В 1625 году состоялось торжественное
открытие в большой галерее западного крыла, которое украшено великолепными
полотнами Рубенса: сегодня это гордость коллекции Лувра.
|
Главные ворота находились напротив улицы Турнон. По обе стороны от них
располагались два трехэтажных павильона: первый этаж украшали колонны в тосканском
стиле, второй в дорическом и третий в ионическом. На верхнем этаже главного
здания устроили террасу, откуда королева могла наслаждаться видом сада.
Он был создан во французском стиле (лишь извилистые дорожки западной части
напоминают английские парки), его украшали многочисленные бассейны и фонтаны, в
том числе и Фонтан Медичи, для которого в 1861 году нашли новое место.
Но вскоре после полного завершения всех работ Марии пришлось покинуть свой
дворец, поплатившись за свою оппозицию кардиналу Решилье: Людовик XIII изгнал
свою мать из Парижа и даже из Франции. Она умерла в Кельне, всеми забытая,
в 1642 году. Люксембургский дворец, который так никогда и не получил имени той,
что его создала, остался во владении королевской семьи до самой революции.
|
Его национализировали в 1790 году и превратили в тюрьму, где пребывали в
заключении аристократы, актрисы, члены Конвента, депутаты, еще недавно заседавшие
в Парламенте. Все потешались друг над другом: патриоты над униженными
аристократами, а те, в свою очередь, над оставшимися без власти членами Конвента:
непримиримых врагов соединила общая судьба. Несмотря, на то, что все ожидали казни,
жизнь во дворце оставалась весьма оживленной. В галерее Рубенса устроили зал для
игры в мяч. Пленники прогуливались по коридорам и встречали много старых знакомых,
а в полдень им разрешалось посещать герцогиню Орлеанскую, вдову Филиппа Эгалите.
За такую светскую жизнь Люксембургскую тюрьму называли последним салоном XVIII века.
Среди узников салона-тюрьмы были Камиль Демулен, Дантон, художник Давид,
Адриенна Лафайетт, жена пламенного борца за свободу и демократию генерала
Лафайета. Госпожа де Муши, жена маршала Франции и бывшего управляющего Версалем,
оказавшись в Люксембургской тюрьме, воскликнула: "Надо же, меня заточили в том
самом дворце, где праздновали мою свадьбу!". Самой малозаметной узницей
была креолка Жозефина Богарне, вдова погибшего на эшафоте генерала и
будущая императрица.
В 1795 году дворец передали Директории, а в 1799 "Сенату консерваторов".
Для того, чтобы дворец можно было полноценно использовать в новом качестве,
он подвергся кардинальной реконструкции. Архитектор Шальгрен оставил в
первозданном виде экстерьер дворца и полностью переделал его интерьер.
Парадная лестница из центральной части дворца переместилась в западное крыло,
туда, где располагалась галерея Рубенса, а на ее месте возник зал заседаний Сената.
|
В 1814 году Дворец становится Палатой Пэров. Увеличение числа депутатов
вынудило архитектора Альфонса де Жизора продвинуть южный фасад здания не 30
метров вперед, а на освободившемся месте построить библиотеку (ее купол
расписал Эжен Делакруа) и новый зал заседаний. Он состоял из двух полуокружностей
- места для сенаторов и президиума, -расположенных друг против друга.
Полукруг президиума поддерживали восемь колонн, между ними на постамантах
установили бюсты великих законодателей. В зале, украшенном резьбой по дереву,
расположили 321 кресло - по числу сенаторов. На первом этаже вместо трех
маленьких помещений Жизор устроил большой и богато декорированный зал для конференций.
Ряд преобразований пережил в Х1Х веке и сад. В нем появилось около пятидесяти
скульптур, они изображали королей Франции, великих людей и просто мифологических
персонажей. Сад стал и остается до сегодняшнего дня любимым местом для прогулок
парижан. Сюда часто приходили художники, поэты, писатели. Здесь проводили свое
время Верлен, Анри Ренье, Анна Ахматова, Марина Цветаева и совсем недавно
Иосиф Бродский.
С 1852 года дворцом распоряжались самые разные организации - от префектуры
департамента Сены и Верховного суда до генерального штаба люфтваффе во время
второй мировой войны. И лишь в 1958 году дворец снова был отдан Сенату.
Открытый для публики Люксембургский сад всегда полон, и каждый имеет возможность
любоваться фасадами дворца. Но есть возможность увидеть и его интерьер - каждое
первое воскресение месяца, предварительно обратившись по телефону
331/44 61 21 70 в управление музеями Франции.
Смотрите фотографии Люксембургского дворца:
Сурия Садекова
|
|
|