Выставки |
    | Контора Кука -> Европа -> Франция -> Выставки |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Жак-Эмиль Рульманн (1879-1933), гений стиля Ар Деко" Музей 30-х годов, Булонь-Бийянкур (До 17 марта 2002)
Говорят, что гения признают лишь после смерти. С Жаком-Эмилем Рульманном, декоратором и создателем мебели, получилось иначе. Он ушел из жизни в 1933 году, на вершине славы. Впервые Рульманн предстал перед зрителями в 1911 году, и уже в 1913-м его стиль покорил широкую публику, в 1925-м он стал символом эпохи, одним из создателей и законодателей стиля Ар Деко.
Рульманн родился в семье выходцев из Эльзаса, обосновавшейся в Париже незадолго до рождения Жака-Эмиля. Его отец владел небольшой малярной и зеркальной мастерской, в которой молодой Рульманн и познакомился со многими декораторами и архитекторами. В 1907 году он сам возглавил семейное предприятие. С этого момента начинается его триумфальное восхождение.
Его творчество долгое время существовало только на бумаге: рисуя, он искал идеальные формы для современной мебели. На ранних эскизах мебель отличается особым шиком и изобилует деталями и украшениями. Постепенно линии упрощаются, и произведения мастера достигают совершенной простоты и элегантности.
Его проекты получают всеобщее признание, заказы следуют один за другим. Рульманн принимает участие во всех крупнейших международных выставках и конкурсах. Он оформляет президентский дворец, различные министерства, кафе... После смерти его быстро забыли, и если бы стиль, им созданный, не вошел снова в моду, так, наверно, никто о Рульманне и не вспомнил бы.
И вот - проснулись: с середины шестидесятых годов и Лувр, и парижский музей современного искусства бросились покупать его столы, кресла, буфеты, лампы, секретеры... Никто так, как он, не умел сочетать несочетаемые цвета и материалы. Открывшийся несколько лет назад в парижском пригороде Булонь-Бийянкур "Музей 30-х годов" впервые устроил его ретроспективу, которая отправится потом в Канаду и в США. На выставке представлено пятьдесят работ Рульманна, каждый экспонат сопровождает серия эскизов, по которым можно проследить ход мысли создателя. Таких рисунков выставлено более трехсот. Зрители могут увидеть и его дневниковые записи. Париж. Музей Орсэ (До 3 марта 2002)
Вы любите театр? Тогда отправляйтесь на выставку "Застолье в XIX веке", открытую в помещении бывшего отеля при вокзале Орсе. Организаторы экспозиции представляют себе искусство застолья как театральное действие: стол - сцена, кухня - кулисы, повар - режиссер и декоратор, а едоки одновременно и зрители, и актеры. На выставке можно узнать нечто совсем неожиданное: современной сервировке стола Запад обязан... Кому бы вы думали? России!
На протяжении всего XIX века крупнейшие повара Франции совмещали две профессии - архитектора и кулинара. Один из них даже принял участие в конкурсе на создание Парижской Оперы. А самые знаменитые театральные архитекторы прославились при жизни созданием декора крупнейших парижских ресторанов и кафе.
На выставке вы сможете узнать, что подавали у "Maxim's" или в "Cafe Anglais", и окунуться в подлинную атмосферу "Cafe Riche", бывшего самым престижным на бульваре Итальянцев. К тому же на этой выставке вы насладитесь картинами Моне и других мэтров живописи XIX века, которых привлекали кулинарные сюжеты. "Париж-Барселона. От Гауди до Миро" Париж. Национальная Галерея Большой Дворец (До 14 января 2002) Барселона. Музей Пикассо
Считается непреложным, что параллельные прямые никогда не пересекаются. Побывав на этой выставке, в категоричности такого суждения можно и усомниться. Какое-то время каталонская и французская культуры развивались совершенно самостоятельно. Гауди не подозревал о существовании Гимара, так же как и Гимар не знал о том, что совсем рядом, в Барселоне, работает какой-то там Гауди. Однако они оба строили дома, архитектура и эстетика которых имели одни корни: те, что идут от Виолле-Ле Дюка, главного теоретика, историка и реставратора средневековой архитектуры.
Пересечение двух культур произошло на рубеже веков. Первая в стреча состоялась на всемирной выставке 1888 года в Барселоне. А на Парижской выставке 1900-го перед зрителями предстали уже первые плоды взаимного познания. Отныне обе культуры стали неразрывны, подпитывая одна другую. Пикассо вдохновляли Мане и Тулуз-Лотрек, а у Родена учились все каталонские скульпторы. Художественный мир получил коктейль, созданный на базе холодной северной готики и яркой палитры горячего Средезимноморья. В Барселоне появились артистические кафе, подобные монмартрскому "Черному Коту". Результатом каталонско-французского диалога стало и появление на свет сюрреализма.
Политические бури первой трети XX века еще больше сблизили французов и каталонцев. Барселона приютила у себя парижскую богему в дни первой мировой войны. Франсис Пикабиа, Соня и Робер Делоне, Сергей Шаршун смогли продолжить свою работу на другой стороне Пиренейских гор. В 1917 году испанцы устроили огромную ретроспективную выставку французского искусства, представив Родена и Пюви де Шаванна, а частная Галерея Дельмау организовала серию выставок новейших художественных направлений - кубизма и абстракционизма. Тот же Хосе Дельмау открыл такие имена, как Хуан Миро и Сальвадор Дали.
Парижане проявили свою солидарность после прихода к власти Франко. На Международной выставке 1937 года Пикассо представил "Гернику" в павильоне Испании, построенном каталонскими учениками Ле Корбюзье. Андре Мальро, вернувшись с испанского фронта, выпустил книгу под названием "Надежда". Внимательно осмотрев выставку, уже не разберешь, кто там из них каталонец, а кто француз. Смотрите также изображения:
Музей Сената, Дворец Люксембург (До 27 января 2002)
Музей Люксембургского дворца - самый древний в Европе. Он открылся в 1750 году, представив публике коллекцию, собранную Марией Медичи. До своего закрытия в 1938 году музей занимал одно из важнейших мест в культурной жизни Франции. Он возобновил свою деятельность уже в новом тысячелетии. Директор музея Марк Рестеллини поставил перед собой цель: каждая экспозиция должна вызывать у зрителя эмоциональный шок. Уже первые две - ретроспектива Родена и выставка картин из частной коллекции Рау - оправдали его ожидания.
Новая экспозиция, подготовленная музеем, удивила не только зрителей, но и специалистов. Еще никому не удавалось собрать одновременно, в одном месте, столько шедевров Рафаеля. Все работы, представленные на выставке "Грация и красота", объединены одной темой: портреты. Это работы маслом и рисунки, привезенные из разных музеев мира. Имя Рафаеля ассоциируется прежде всего с образами Мадонны. На этот раз организаторы выставки отдали предпочтение образам реально существовавших людей, чтобы ярче высветить талант Рафаеля-портретиста. Из 80 работ, принадлежащих его кисти, были отобраны только те, по которым можно легко проследить эволюцию стиля художника.
Собранные вместе, портреты открывают неведомого ранее мастера. На его картинах отражен весь диалог художника и его модели. Рафаель не следует за природой, а создает видимый только ему образ, который бы не противоречил гармонии. В этом он оказался новатором. Однако в то время как в итальянской живописи жанр портрета стремительно развивался, художники пытались передать пространство, движение модели, у Рафаеля всюду, на всех работах, композиция оставалась одинаково статичной, мастер следовал фламандским канонам портрета: модель недвижима.
Еще одним открытием этой выставки является то, что три главных
женских портрета впервые представлены вместе: "Ла Форнарина",
"Ла Велата" и "Дама с единорогом". Первые два портрета, по мнению
специалистов, написаны с одной и той же женщины, возлюбленной мастера.
"Ла Форнарина" так и не была закончена, оставшись в мастерской после
его смерти в 1520 году. "Ла Велата" продолжает быть мировым эталоном
для всех портретистов.
Смотрите также изображения картин с выставки: "В поисках исчезнувших дворцов и садов вокруг Парижа" Багатель (Трианон) (До 16 декабря 2001) Когда-то Париж окружали королевские и княжеские дворцы. История дворцов - это история появления, становления и развития французской монархии. Небольшие домики или крестьянские фермы, где во время походов останавливались коронованные особы, со временем перестраивались, украшались и превращались в настоящие жемчужины архитектурного искусства. Большинство из них прославились в великую эпоху расцвета французской архитектуры XVII - XVIII веков. Многие до нашего времени не сохранились. Напоминанием о жизни королевской Франции служит выставка, открытая в Трианоне парка Багатель (Булонский лес). Экспозиция состоит из сотен гравюр эпохи Просвещения и фотографий начала XX века, на которых зрителю представлены фасады, парки, дворы, аллеи, фонтаны исчезнувших памятников. Жизнь дворца Медона, Сен-Клу, дворца Бельвю, построенного специально для мадам де Помпадур, воспроизведена крупнейшими граверами прошлого. Музей моды города Парижа. Дворец Галлиера (До 18 ноября 2001)
Нет нужды напоминать читателю, что Париж - это столица мировой моды. Поэтому здесь и существуют два музея, посвященных этому искусству. В одном из них, музее Галлиера, сейчас открыта обширная экспозиция детской моды. Это не просто демонстрация детских платьев и костюмов, а выставка-исследование. На ней представлена вся эволюция детской одежды от конца XVIII столетия до наших дней. Отправной точкой послужил 1780 год. Приблизительно в это время произошли два события, повлиявшие в дальнейшем на все развитие мировой моды: детский гардероб пополнился матросским костюмом, в который на протяжениии столетий одевают маленьких мальчиков всех стран и социальных групп. Впервые он был сшит для наследника французской короны, такой же костюм носил сын английской королевы Виктории. А взрослые модницы XVIII века стали носить белые платья, до этого предназначавшиеся только для младенцев и девочек.
Вся экспозиция разделена на несколько тем: специфика детской одежды, взаимовлияние моды взрослой и детской, особенности рынка детской моды. В каждом из разделов зрителю сообщается нечто необычное. Главным открытием этой выставки, пожалуй, является то, что родоначальником детской моды была вовсе не Франция, а Англия. Именно там впервые задумались над удобством детской одежды. Благодаря англичанам, а позже американцам, в гардеробе появились платья в складку, шотландские и морские костюмы, ползунки. Они же придумали особенный декор, предназначенный для детских комнат жилых помещений.
Организаторы выставки обращают внимание на несколько исторических дат, которые не могут не удивить. Оказывается, очевидные и привычные для нас вещи появились в обиходе совсем недавно. Например, разделять одежду мальчиков и девочек уже в младенческом возрасте - розовое и голубое - стали только начиная с 1920 года, юбка на бретельках появилась в 1891 году, а ползунки и вовсе в 1960-м. В 1850 году в мировую детскую моду вошли просторные русские рубашки.
Любопытно проследить, как оказывают влияние друг на друга детская и взрослая мода. Мы привыкли к тому, что детская одежда как бы повторяет родительский гардероб в уменьшенном виде. Однако, оказывается, не только дети копируют взрослых - часто происходит и наоборот. Когда-то платья в складку носили только маленькие девочки, теперь их носят и мамы. Особенное влияние детские вещи оказали на кутюрье в 1950-1960 годы, после появления романа Набокова "Лолита", когда Ив Сен-Лоран, Андре Курреж, Пьер Карден стали создавать образ женщины-девочки. Заключительная часть выставки посвящена изучению феномена слияния
детской и взрослой моды под влиянием массовой культуры и диктата
фирм, когда дети и подростки становятся главной целью современного
рынка моды.
Прошедшие выставки:
Контора Кука благодарит Сурию Садекову за подготовку данного раздела. |
|
© Контора Кука, 1999-2009 |