Выставки
    Контора Кука -> Европа -> Франция -> Выставки





"Жак-Эмиль Рульманн (1879-1933), гений стиля Ар Деко"

Музей 30-х годов, Булонь-Бийянкур

(До 17 марта 2002)

Жак-Эмиль Рульманн
Жак-Эмиль Рульманн

Говорят, что гения признают лишь после смерти. С Жаком-Эмилем Рульманном, декоратором и создателем мебели, получилось иначе. Он ушел из жизни в 1933 году, на вершине славы. Впервые Рульманн предстал перед зрителями в 1911 году, и уже в 1913-м его стиль покорил широкую публику, в 1925-м он стал символом эпохи, одним из создателей и законодателей стиля Ар Деко.

Рульманн 'Ваза' 1926
Рульманн 'Ваза' 1926

Рульманн родился в семье выходцев из Эльзаса, обосновавшейся в Париже незадолго до рождения Жака-Эмиля. Его отец владел небольшой малярной и зеркальной мастерской, в которой молодой Рульманн и познакомился со многими декораторами и архитекторами. В 1907 году он сам возглавил семейное предприятие. С этого момента начинается его триумфальное восхождение.

Рульманн 'Проект интерьера'
Рульманн 'Проект интерьера'

Его творчество долгое время существовало только на бумаге: рисуя, он искал идеальные формы для современной мебели. На ранних эскизах мебель отличается особым шиком и изобилует деталями и украшениями. Постепенно линии упрощаются, и произведения мастера достигают совершенной простоты и элегантности.

Рульманн 'Туалетный столик'
Рульманн 'Туалетный столик'

Его проекты получают всеобщее признание, заказы следуют один за другим. Рульманн принимает участие во всех крупнейших международных выставках и конкурсах. Он оформляет президентский дворец, различные министерства, кафе... После смерти его быстро забыли, и если бы стиль, им созданный, не вошел снова в моду, так, наверно, никто о Рульманне и не вспомнил бы.

Рульманн 'Стол'
Рульманн 'Стол'

И вот - проснулись: с середины шестидесятых годов и Лувр, и парижский музей современного искусства бросились покупать его столы, кресла, буфеты, лампы, секретеры... Никто так, как он, не умел сочетать несочетаемые цвета и материалы. Открывшийся несколько лет назад в парижском пригороде Булонь-Бийянкур "Музей 30-х годов" впервые устроил его ретроспективу, которая отправится потом в Канаду и в США.

На выставке представлено пятьдесят работ Рульманна, каждый экспонат сопровождает серия эскизов, по которым можно проследить ход мысли создателя. Таких рисунков выставлено более трехсот. Зрители могут увидеть и его дневниковые записи.

"Застолье в XIX веке"

Париж. Музей Орсэ

(До 3 марта 2002)

Столовая XIX века
Столовая XIX века

Вы любите театр? Тогда отправляйтесь на выставку "Застолье в XIX веке", открытую в помещении бывшего отеля при вокзале Орсе. Организаторы экспозиции представляют себе искусство застолья как театральное действие: стол - сцена, кухня - кулисы, повар - режиссер и декоратор, а едоки одновременно и зрители, и актеры.

На выставке можно узнать нечто совсем неожиданное: современной сервировке стола Запад обязан... Кому бы вы думали? России!

Cafe Riche
Cafe Riche

На протяжении всего XIX века крупнейшие повара Франции совмещали две профессии - архитектора и кулинара. Один из них даже принял участие в конкурсе на создание Парижской Оперы. А самые знаменитые театральные архитекторы прославились при жизни созданием декора крупнейших парижских ресторанов и кафе.

Афиша, 1899 год
Афиша, 1899 год

На выставке вы сможете узнать, что подавали у "Maxim's" или в "Cafe Anglais", и окунуться в подлинную атмосферу "Cafe Riche", бывшего самым престижным на бульваре Итальянцев. К тому же на этой выставке вы насладитесь картинами Моне и других мэтров живописи XIX века, которых привлекали кулинарные сюжеты.

"Париж-Барселона. От Гауди до Миро"

Париж. Национальная Галерея Большой Дворец

(До 14 января 2002)

Барселона. Музей Пикассо
(С 28 февраля до 26 мая 2002)

Антони Гауди 'Двойная ширма' 1909
Антони Гауди 'Двойная ширма' 1909

Считается непреложным, что параллельные прямые никогда не пересекаются. Побывав на этой выставке, в категоричности такого суждения можно и усомниться. Какое-то время каталонская и французская культуры развивались совершенно самостоятельно. Гауди не подозревал о существовании Гимара, так же как и Гимар не знал о том, что совсем рядом, в Барселоне, работает какой-то там Гауди. Однако они оба строили дома, архитектура и эстетика которых имели одни корни: те, что идут от Виолле-Ле Дюка, главного теоретика, историка и реставратора средневековой архитектуры.

Гектор Гимар 'Диван для курительной' 1897
Гектор Гимар 'Диван для курительной' 1897

Пересечение двух культур произошло на рубеже веков. Первая в стреча состоялась на всемирной выставке 1888 года в Барселоне. А на Парижской выставке 1900-го перед зрителями предстали уже первые плоды взаимного познания. Отныне обе культуры стали неразрывны, подпитывая одна другую. Пикассо вдохновляли Мане и Тулуз-Лотрек, а у Родена учились все каталонские скульпторы. Художественный мир получил коктейль, созданный на базе холодной северной готики и яркой палитры горячего Средезимноморья. В Барселоне появились артистические кафе, подобные монмартрскому "Черному Коту". Результатом каталонско-французского диалога стало и появление на свет сюрреализма.

Франсис Пикабиа 'Телега' 1922
Франсис Пикабиа 'Телега' 1922

Политические бури первой трети XX века еще больше сблизили французов и каталонцев. Барселона приютила у себя парижскую богему в дни первой мировой войны. Франсис Пикабиа, Соня и Робер Делоне, Сергей Шаршун смогли продолжить свою работу на другой стороне Пиренейских гор. В 1917 году испанцы устроили огромную ретроспективную выставку французского искусства, представив Родена и Пюви де Шаванна, а частная Галерея Дельмау организовала серию выставок новейших художественных направлений - кубизма и абстракционизма. Тот же Хосе Дельмау открыл такие имена, как Хуан Миро и Сальвадор Дали.

Хуан Миро 'Ферма' 1921-1922
Хуан Миро 'Ферма' 1921-1922

Парижане проявили свою солидарность после прихода к власти Франко. На Международной выставке 1937 года Пикассо представил "Гернику" в павильоне Испании, построенном каталонскими учениками Ле Корбюзье. Андре Мальро, вернувшись с испанского фронта, выпустил книгу под названием "Надежда".

Внимательно осмотрев выставку, уже не разберешь, кто там из них каталонец, а кто француз.

Смотрите также изображения:

Рафаель. "Грация и Красота"

Музей Сената, Дворец Люксембург

(До 27 января 2002)

Афиша выставки
Афиша выставки: Рафаель. "Грация и Красота"

Музей Люксембургского дворца - самый древний в Европе. Он открылся в 1750 году, представив публике коллекцию, собранную Марией Медичи. До своего закрытия в 1938 году музей занимал одно из важнейших мест в культурной жизни Франции. Он возобновил свою деятельность уже в новом тысячелетии. Директор музея Марк Рестеллини поставил перед собой цель: каждая экспозиция должна вызывать у зрителя эмоциональный шок. Уже первые две - ретроспектива Родена и выставка картин из частной коллекции Рау - оправдали его ожидания.

Рафаель. 'Двойной портрет'
Рафаель. 'Двойной портрет'

Новая экспозиция, подготовленная музеем, удивила не только зрителей, но и специалистов. Еще никому не удавалось собрать одновременно, в одном месте, столько шедевров Рафаеля. Все работы, представленные на выставке "Грация и красота", объединены одной темой: портреты. Это работы маслом и рисунки, привезенные из разных музеев мира. Имя Рафаеля ассоциируется прежде всего с образами Мадонны. На этот раз организаторы выставки отдали предпочтение образам реально существовавших людей, чтобы ярче высветить талант Рафаеля-портретиста. Из 80 работ, принадлежащих его кисти, были отобраны только те, по которым можно легко проследить эволюцию стиля художника.

Рафаэль 'Дама с единорогом'
Рафаэль 'Дама с единорогом' 1505

Собранные вместе, портреты открывают неведомого ранее мастера. На его картинах отражен весь диалог художника и его модели. Рафаель не следует за природой, а создает видимый только ему образ, который бы не противоречил гармонии. В этом он оказался новатором. Однако в то время как в итальянской живописи жанр портрета стремительно развивался, художники пытались передать пространство, движение модели, у Рафаеля всюду, на всех работах, композиция оставалась одинаково статичной, мастер следовал фламандским канонам портрета: модель недвижима.

Рафаэль. Портрет молодой женщины 'Ла Форнарина'
Рафаэль. Портрет молодой женщины 'Ла Форнарина' 1518-1519

Еще одним открытием этой выставки является то, что три главных женских портрета впервые представлены вместе: "Ла Форнарина", "Ла Велата" и "Дама с единорогом". Первые два портрета, по мнению специалистов, написаны с одной и той же женщины, возлюбленной мастера. "Ла Форнарина" так и не была закончена, оставшись в мастерской после его смерти в 1520 году. "Ла Велата" продолжает быть мировым эталоном для всех портретистов.

Смотрите также изображения картин с выставки:

"В поисках исчезнувших дворцов и садов вокруг Парижа"

Багатель (Трианон)

(До 16 декабря 2001)

Когда-то Париж окружали королевские и княжеские дворцы. История дворцов - это история появления, становления и развития французской монархии. Небольшие домики или крестьянские фермы, где во время походов останавливались коронованные особы, со временем перестраивались, украшались и превращались в настоящие жемчужины архитектурного искусства. Большинство из них прославились в великую эпоху расцвета французской архитектуры XVII - XVIII веков. Многие до нашего времени не сохранились.

Напоминанием о жизни королевской Франции служит выставка, открытая в Трианоне парка Багатель (Булонский лес). Экспозиция состоит из сотен гравюр эпохи Просвещения и фотографий начала XX века, на которых зрителю представлены фасады, парки, дворы, аллеи, фонтаны исчезнувших памятников. Жизнь дворца Медона, Сен-Клу, дворца Бельвю, построенного специально для мадам де Помпадур, воспроизведена крупнейшими граверами прошлого.

"Мода и ребенок. 1780-2000"

Музей моды города Парижа. Дворец Галлиера

(До 18 ноября 2001)

Матросский костюм
Матросский костюм

Нет нужды напоминать читателю, что Париж - это столица мировой моды. Поэтому здесь и существуют два музея, посвященных этому искусству. В одном из них, музее Галлиера, сейчас открыта обширная экспозиция детской моды. Это не просто демонстрация детских платьев и костюмов, а выставка-исследование. На ней представлена вся эволюция детской одежды от конца XVIII столетия до наших дней. Отправной точкой послужил 1780 год. Приблизительно в это время произошли два события, повлиявшие в дальнейшем на все развитие мировой моды: детский гардероб пополнился матросским костюмом, в который на протяжениии столетий одевают маленьких мальчиков всех стран и социальных групп. Впервые он был сшит для наследника французской короны, такой же костюм носил сын английской королевы Виктории. А взрослые модницы XVIII века стали носить белые платья, до этого предназначавшиеся только для младенцев и девочек.

Белое платье
Белое платье

Вся экспозиция разделена на несколько тем: специфика детской одежды, взаимовлияние моды взрослой и детской, особенности рынка детской моды. В каждом из разделов зрителю сообщается нечто необычное. Главным открытием этой выставки, пожалуй, является то, что родоначальником детской моды была вовсе не Франция, а Англия. Именно там впервые задумались над удобством детской одежды. Благодаря англичанам, а позже американцам, в гардеробе появились платья в складку, шотландские и морские костюмы, ползунки. Они же придумали особенный декор, предназначенный для детских комнат жилых помещений.

Розовое платье
Розовое платье

Организаторы выставки обращают внимание на несколько исторических дат, которые не могут не удивить. Оказывается, очевидные и привычные для нас вещи появились в обиходе совсем недавно. Например, разделять одежду мальчиков и девочек уже в младенческом возрасте - розовое и голубое - стали только начиная с 1920 года, юбка на бретельках появилась в 1891 году, а ползунки и вовсе в 1960-м. В 1850 году в мировую детскую моду вошли просторные русские рубашки.

Детская мода
Детская мода

Любопытно проследить, как оказывают влияние друг на друга детская и взрослая мода. Мы привыкли к тому, что детская одежда как бы повторяет родительский гардероб в уменьшенном виде. Однако, оказывается, не только дети копируют взрослых - часто происходит и наоборот. Когда-то платья в складку носили только маленькие девочки, теперь их носят и мамы. Особенное влияние детские вещи оказали на кутюрье в 1950-1960 годы, после появления романа Набокова "Лолита", когда Ив Сен-Лоран, Андре Курреж, Пьер Карден стали создавать образ женщины-девочки.

Заключительная часть выставки посвящена изучению феномена слияния детской и взрослой моды под влиянием массовой культуры и диктата фирм, когда дети и подростки становятся главной целью современного рынка моды.



Прошедшие выставки:

Контора Кука благодарит Сурию Садекову за подготовку данного раздела.






© Контора Кука, 1999-2009





Rambler's Top100 Service TopList