Музеи
    Контора Кука -> Европа -> Нидерланды -> Музеи






Амстердам. Государственный музей (Rijksmuseum)

Время в Амстердаме

Танцующий Шива. Индия. XII век.
Танцующий Шива. Индия. XII век.

В очаровательном уголке старого Амстердама, среди зелени, на берегу одного из многочисленных городских каналов, стоит крупнейший художественный музей Голландии. Основная экспозиция посвящена живописи Нидерландов XV-XVII веков, но не ограничивается ею. Помимо собрания прикладного искусства, включающего в себя изделия из серебра и знаменитый дельфтский фарфор, Государственный музей обладает прекрасной коллекцией произведений искусства Азии. Кроме того, восточное крыло здания полностью отдано под музей истории Голландии.

Четыре мастера живописи составляют славу Амстердамского Государственного музея. Это Франс Хальс, Ян Стен, Рембрандт и Вермеер.

Рембрандт. Ночной дозор
Рембрандт. Ночной дозор

В каждом крупном музее есть один-два экспоната, которых называют по-английски "highlights", то есть «хит» музея, его лицо. В Лувре, например, это «Джоконда» и Венера Милосская. В Амстердамском же музее все указатели настойчиво влекут посетителя к знаменитому «Ночному дозору» Рембрандта. Это грандиозное полотно было написано мастером по заказу гильдии городских стрелков и сразу приобрело известность. После смерти художника в 1669 г. картина стала считаться собственностью города Амстердама. Горожане гордились ею. Вплоть до сегодняшнего дня официально считается, что граждане Амстердама отдали «Ночной дозор» в музей лишь на хранение, а не в собственность, поскольку музей принадлежит не городу, а государству.

Рембрандт. Еврейская невеста
Рембрандт. Еврейская невеста

Однако мы не советовали бы путешественнику вслед за путеводителями сосредотачивать свое внимание только на «Ночном дозоре». Амстердам - город, где Рембрандт прожил большую часть жизни, обладает двенадцатью его полотнами. Прекраснейшее из них, условно называемое «Еврейская невеста», - парный портрет, написанный художником в 1664 году, за пять лет до смерти. К этому времени он уже потерял вторую жену, Хендрикье Стоффельс, и всех своих детей, кроме сына Титуса, которого неоднократно писал (один из лучших портретов Титуса тоже находится в Амстердамском музее), и жил одиноко в еврейском квартале Амстердама (дом его сохранился). «Еврейская невеста» — одна трех картин позднего Рембрандта, которые можно видеть в Амстердаме.

Вермеер. Молочница
Вермеер. Молочница

Амстердамский музей гордится крупнейшим в мире собранием картин одного из самых значительных художников Голландии Вермеера Дельфтского (1632-1675). Оно насчитывает четыре полотна и это действительно много. Дело в том, что Вермеер оставил всего около трех десятков картин, и большая часть наследия после его смерти была продана на аукционе в Амстердаме за долги. Поэтому сегодня картины Вермеера разбросаны по всему миру и их можно видеть лишь в немногих собраниях. Простой домашний быт горожанина, с его интимностью и теплотой, столь охотно воспеваемый голландскими художниками, в картинах мастера окружен ореолом некоей глубины и таинственности, что и снискало Вермееру славу самого загадочного художника Нидерландов.

Также смотрите изображения картин:

Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов. Стоимость билета 15 гульденов, для лиц моложе 18 лет — 7,5 гульденов.


Роттердам. Музей Бойманс - ван Бейнинген.

Время в Роттердаме

Здание музея
Здание музея

Во время Второй мировой войны, в результате нескольких дней непрерывной бомбежки с земли Голландии, где каждая пядь напоена историей и каждый город представляет собой историческую и архитектурную жемчужину, был почти полностью стерт Роттердам - один из самых старинных и прекрасных городов. Он вырос заново, но уже в новом облике - как один из важнейших индустриальных центров Европы и самый крупный речной порт на континенте. Роттердам стал полем деятельности самых дерзких современных архитекторов. Ныне облик его определяет причудливое сплетение остатков старинных кварталов и вызывающих современных районов, спроектированных лучшими архитекторами и дизайнерами.

Анонимный мастер. 'Портрет юноши' (ок.1490)
Анонимный мастер. 'Портрет юноши' (ок.1490)

Музей Бойманса - ван Бейнингена как в зеркале отражает своеобразие облика Роттердама. В названии его сочетаются имена двух крупных голландских меценатов и коллекционеров искусства. Первый из них собирал преимущественно живопись и графику старых европейских школ. Интересы второго, напротив, лежали в области модерна.

Эти две коллекции и составили основу нынешней экспозиции музея - одной из самых значительных в Голландии.

Питер Брейгель Старший. 'Вавилонская башня'. (ок.1563)
Питер Брейгель Старший. 'Вавилонская башня'. (ок.1563)

Экспозиция музея Бойманса - ван Бейнингена имеет четыре раздела: живопись старых мастеров, кабинет рисунка и графики, декоративное искусство и искусство модерна.

Как и другие голландские музеи, роттердамское собрание старинной живописи концентрируется преимущественно на наследии художников Нидерландов.

Однако в отличие от собраний Амстердама и Гааги, в центре которых находятся произведения XVII в., музей Бойманса - ван Бейнингена может гордиться лучшей в Голландии коллекцией фламандцев XV-XVI вв.: Яна и Губерта ван Эйков, Гертгена тот синт Янса, Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.

Иероним Босх. 'Блудный сын'
Иероним Босх. 'Блудный сын'

Кисти Брейгеля принадлежит картина, ставшая «визитной карточкой» музея - «Вавилонская башня», вариант полотна, хранящегося в Музее истории искусств в Вене.

На наш вкус, ей нисколько не уступают произведения Босха, которые, тем не менее, почему-то даже не представлены на официальном сайте музея: скрупулезно выписанный на маленькой дощечке портрет старухи, «Брак в Кане», жутковатые темные медальоны «Истории Ноя», цветистый «Св. Христофор» и вершина собрания - «Блудный сын» с его мягкой гаммой и общим печально-примиряющим настроением.

Рембрандт. 'Портрет сына художника Титуса за столом' (1655)
Рембрандт. 'Портрет сына художника Титуса за столом' (1655)

Такое обилие творений XV -XVI вв. поначалу отвлекает внимание от прекрасного собрания художников XVII в. Среди них знаменитый мастер жанровой сцены Ян Стен, а также обязательные для каждой голландской или бельгийской коллекции Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн.

Портрет сына художника, Титуса, выставленный в роттердамском музее, принадлежит к числу лучших портретов Рембрандта, наряду с портретом Титуса, хранящимся в Риксмузее Амстердама.

Поль Сезанн. 'Пейзаж'
Поль Сезанн. 'Пейзаж'

В кабинете рисунка и графики выставлены произведения самых разных школ, начиная с эпохи Средневековья и до наших дней. Среди авторов - великие мастера рисунка и гравюры Рембрандт и Дюрер, а также представители более южных стран: художник Итальянского возрождения Антонио Пизанелло, знаменитый французский классицист Антуан Ватто и не менее прославленный импрессионист Поль Сезанн.

Кубок 'Наутилус'. Роттердам (1590)
Кубок 'Наутилус'. Роттердам (1590)

Столь же разнообразен и отдел декоративного искусства. Он дает прекрасную возможность проследить разительные изменения в представлениях о том, что могло бы наилучшим образом украсить вас лично или вашу комнату (залу, дворец или офис - в зависимости от эпохи и финансовых возможностей). Здесь выставлены украшения, домашняя утварь, предметы быта, изящные безделушки, от Средних веков до эпохи модерна. Особенно значительны коллекции стекла, серебра, майолики. Начиная с 1982 г. музей начал собирать коллекцию индустриального дизайна, составляющую ныне примечательную часть общей экспозиции.

Клод Моне. 'Хижина рыбака в Варенжевилль'
Клод Моне. 'Хижина рыбака в Варенжевилль'

Коллекция искусства модерна музея Бойманса - ван Бейнингена - крупнейшая в Нидерландах. Она включает в себя как произведения «классиков» эпохи - Клода Моне, Винсента ван Гога и Василия Кандинского, так и современное искусство: картины голландца Пита Мондриана, француза Рене Магритта и испанца Сальвадора Дали.

Собрание охватывает период в полтораста лет, начиная с 1850 г., когда только зарождалось движение импрессионистов, взорвавшее европейские представления о прекрасном, и кончая сюрреалистическими опытами середины и второй половины XX в. Коллекцию дополняет собрание современной немецкой и американской скульптуры.

Василий Кандинский. 'Композиция' (1914)
Василий Кандинский. 'Композиция' (1914)

Часы работы музея:

  • со вторника по субботу с 10 до 17 часов
  • в воскресенье и национальные праздники с 11 до 17 часов.
Музей закрыт по понедельникам, а также 1 января, 30 апреля и 25 декабря.

Внимание! В связи с реконструкцией до 3 сентября 2000 музей закрыт частично, а с 3 сентября 2000 до 7 апреля 2001 полностью.

Стоимость билета 10 NLG. Для детей до 16 лет и посетителей от 65 лет - 4 NLG. Дети до 4 лет - бесплатно

Смотрите изображения здания и экспонатов музея:

Официальный сайт музея: www.boijmans.rotterdam.nl


Гаага. Королевская художественная галерея.(Mauritshuis)

Время в Гааге

Вермеер. 'Вид Делфта' (1660-61)
Вермеер. 'Вид Делфта' (1660-61)

Голландское название Mauritshuis означает ничто иное, как "Мориц-хаус", дом Морица. В 1633-44 гг. ведущие голландские архитекторы того времени Якоб ван Кампен и Питер Пост создали этот изящный особняк в самом центре Гааги для принца Иоганна Морица Нассаусского, генерал-губернатора голландской Бразилии (1604-1679).

Спустя почти двести лет, в 1820 г. в этом здании была размещена Королевская художественная галерея - одно из лучших в мире собраний голландской живописи XV-XVII вв.

XVII в. называют "золотым веком" голландской живописи (не путать с фламандским "золотым веком", под которым подразумевается творчество художников Фландрии XV столетия - так называемых "фламандских примитивистов").

Все жанры этой эпохи голландского изобразительного искусства полно и разнообразно представлены в галерее: великолепные образцы портрета, пейзажи, натюрморты, исторические полотна, наконец, главное открытие голландских мастеров - жанровые сцены, или сцены повседневной жизни.

Хендрик Аверкамп. 'Зимний пейзаж' (1601)
Хендрик Аверкамп. 'Зимний пейзаж' (1601)

Кажется, нет ни одного сколько-нибудь значительного художника Нидерландов, чье творчество не было бы представлено в гаагском музее. Здесь и портретисты Антон ван Дейк и Якоб ван Кампен, и мастера натюрморта Виллем ван Эльст и Бальтазар ван дер Аст, знаменитые пейзажисты: Хендрик Аверкамп с его известным "Зимним пейзажем", Ян ван Гойен и Саломон ван Рюисдел, и, разумеется, блистательные мастера жанровой сцены Герард тер Борх, Питер де Хоох, Герард Доу и другие.

Среди множества славных имен выделяются четыре наиболее важных для голландского искусства. Это Ян Стен, Франс Хальс и два величайших голландских гения Рембрандт ван Рейн и Иоганн Вермеер.

Франс Хальс. 'Смеющийся мальчик' (1625)
Франс Хальс. 'Смеющийся мальчик' (1625)

В ту эпоху голландский художник нередко посвящал свое искусство какому-либо одному излюбленному жанру. Таковы Стен и Хальс. Всю жизнь эти художники работали каждый в своей области: Стен разрабатывал жанровую сцену, Хальс достиг высшего мастерства в портрете.

Ныне творчество этих мастеров рассматривается как классическое в своем жанре. В музее можно видеть "Смеющегося мальчика" Франса Хальса и "Старик поет - молодые подпевают" Яна Стена.

Рембрандт. 'Урок анатомии доктора Тульпа' (1632)
Рембрандт. 'Урок анатомии доктора Тульпа' (1632)

Ни Рембрандт, ни Вермеер не связывали свое творчество с каким-либо одним жанром. Оба они, хотя и с разной интенсивностью, работали в самых различных областях, от портрета до пейзажа, и везде достигли недосягаемых вершин, решительно вырвав голландскую живопись из узких жанровых рамок.

Рембрандт щедро представлен в музеях своей родины. Разнообразие его наследия отражает и гаагская экспозиция. В музее выставлены три картины художника: "Симеон, восхваляющий Христа", "Урок анатомии доктора Тульпа" и один из последних автопортретов великого мастера.

Вермеер. 'Девушка с жемчужной сережкой' (1665)
Вермеер. 'Девушка с жемчужной сережкой' (1665)

Вермеер, напротив, оставил чрезвычайно мало картин. Музеи, владеющие одной или двумя картинами этого загадочного живописца можно пересчитать по пальцам.

На родине художника осталось лишь шесть его шедевров. Четыре из них - самое большое собрание Вермеера в мире - хранятся в Риксмузее в Амстердаме. Двумя другими по праву гордится Гаага. Это знаменитый "Вид Делфта" - родного города Вермеера и, возможно, самая знаменитая его картина, ставшая "визитной карточкой" музея - "Девушка с жемчужной сережкой".

Рогир ван дер Вейден. 'Оплакивание Христа' (1450)
Рогир ван дер Вейден. 'Оплакивание Христа' (1450)

Коллекция живописи Нидерландов XVII века - главное богатство музея. Однако ею экспозиция не ограничивается: гаагская галерея гордится творениями художников еще одного "золотого века" - фламандского. Здесь хранятся произведения мастеров XV столетия: "Оплакивание Христа" Рогира ван дер Вейдена и "Мужской портрет" Ганса Мемлинга.

Рембрандт. 'Автопортрет' (1669)
Рембрандт. 'Автопортрет' (1669)

Собрание Морицхаус дополняет Картинная галерея принца Виллема V. Это хронологически первый художественный музей Голландии. Экспозиция его, собранная некогда самим принцем и отражающая его вкус, посвящена живописи XVIII в.

Морицхаус открыт со вторника по субботу с 10 до 17 часов. В воскресенье и выходные дни - с 11 до 17 часов. Выходной - понедельник. Стоимость билета 12.50 NLG. Дети с 7 до 18 лет - 6.50 NLG.

Галерея Виллема V открыта ежедневно с 11 до 16 часов. Выходной - понедельник. Стоимость билета 2.50 NLG. Дети с 7 до 18 лет - 1.50 NLG. По предъявлении билета в Морицхаус вход в Галерею Виллема V свободный.

Смотрите изображения картин из коллекции музея:

Официальный сайт Гаагского музея. (Язык голландский, английская версия).

Олеся Двоскина






© Контора Кука, 1999-2009





Rambler's Top100 Service TopList