Музеи Италии
    Контора Кука -> Европа -> Италия -> Музеи





Флоренция. Музей Сан-Марко

Аркада Сан-Антонио, архитектор Микелоццо
Аркада Сан-Антонио, архитектор Микелоццо

Музей Сан-Марко открылся для публики в 1869 году. Он размещается в здании древнего доминиканского монастыря, которое стало государственной собственностью в 1866 году.

Начало постройки сооружения относят к XIV веку. Первоначально монастырь принадлежал монахам-сильвестринцам, а потом был передан доминиканскому ордену. В XV веке монастырь был перестроен архитектором Микелоццо (1396-1472), который преобразовал конструкцию здания, приспособив ее для нужд монастырской общины.

Созданные архитектором помещения были украшены фра Беато Анжелико (1395-1455). Он создал уникальный живописный цикл, который сопровождал монахов во время всех их индивидуальных и общих молитв.

Беато Анжелико. 'Снятие с креста'
Беато Анжелико. 'Снятие с креста'

Каждый посетитель монастыря мог совершить неторопливую прогулку по помещениям, созерцая фрески в кельях и Зале для Собраний (Sala del Capitolo) и изображения в Богадельне (Sala dell'Ospizio).

Главное качество этого музея - удивительное соответствие между зданием и его содержимым. Вы можете посетить уникальное создание архитектуры флорентинского Ренессанса - аркаду Сан-Антонио, конструкция которой несет в себе идею света, спокойствия, меры, рациональной гармонии.

Беато Анжелико. 'Страшный суд'
Беато Анжелико. 'Страшный суд'

Аркада, созданная во время перестройки монастыря в XV веке, является исходной точкой для осмотра музея Сан-Марко. Ее стены покрыты фресками начала XVII века, которые изображают сцены из жизни Святого Антонина Пьероцци, бывшего в XV веке епископом Флоренции.

Фра Бартоломео. 'Мадонна с младенцем, алтарь Синьории'
Фра Бартоломео. 'Мадонна с младенцем, алтарь Синьории'

Из аркады Сан-Антонио можно пройти в Богадельню (Sala dell'Ospizio), средневековое помещение, которое Микелоццо значительно преобразовал, придав типичному готическому пространству ренессансную рациональность. В этом зале посетитель может увидеть почти все работы Беато Анжелико, принадлежавшие Флорентинским Галереям и переданные в музей в 1921 году.

Фра Бартоломео. 'Страшный суд'
Фра Бартоломео. 'Страшный суд'

Наиболее важные из них - "Последний суд", "Снятие с креста", "Алтарь Боско аи Фанти" (La Pala di Bosco ai Fanti), "Алтарь Сан-Марко", Следуя далее, вы окажетесь в большой Зале Собраний (Sala del Capitolo), которую украшает "Распятие" Беато Анжелико.

Затем вы пройдете в ведущие в Большую Трапезную боковые залы. В них представлены работы Фра Бартоломео - второго доминиканского художника, жившего в обители в начале XVI века. Его произведения были обнаружены сравнительно недавно в кухонных помещениях за Большой Трапезной, и теперь посетители могут любоваться его "Алтарем Синьории" (Pala della Signoria) и недавно отреставрированной фреской "Последний суд".

Антонио Сольяни. 'Чудесный ужин Святого Доменика'
Антонио Сольяни. 'Чудесный ужин Святого Доменика'

В Большой Трапезной вы увидите фреску "Чудесный ужин Святого Доменика" ("Cena Miracolosa di San Domenico"), созданную в 1536 году художником Джованни Антонио Сольяни. Традиционность выбора темы, простота и строгость исполнения показывают, как далеки были флорентийские художники от эмоционального маньеризма того времени.

Доменико Гирландайо. 'Тайная вечеря'
Доменико Гирландайо. 'Тайная вечеря'

В этом же помещении, часть которого является остатками первоначальной конструкции XIV века, можно увидеть работы художников школы Фра Бартоломео.

Две покрытые фресками крытые аркады оказываются на пути посетителя музея. Одно из помещений, относящееся к XVII веку, - часть музея, тогда как второе, расписанное в XVIII веке, находится в пользовании монастыря.

Коридор с кельями на втором этаже
Коридор с кельями на втором этаже

Затем посетитель переходит в Малую Трапезную, которая предназначалась для наиболее важных гостей монастыря. Она примыкает непосредственно к помещениям для гостей. В Малой Трапезной можно увидеть фреску "Последняя вечеря" Доменико Гирландайо. Традиционный библейский сюжет исполнен мастером с соблюдением всех предустановленных канонов. Но любители живописи несомненно заметят в произведении Гирландайо наличие определенных символов, свойственных фламандскому искусству.

Беато Анжелико. 'Преображение'
Беато Анжелико. 'Преображение'

В помещениях для гостей в настоящее время располагается коллекция предметов, обнаруженных во время разрушения в XIX веке старой части Флоренции. Множество находок из камня и дерева, стенные фрески появились здесь в 1894 году, образовав особый "музей в музее" - отдел старой Флоренции.

Микелоццо, Беато Анжелико, Козимо I и Святой Антонио - главные герои музея Сан Марко. Архитектура первого, живопись второго, гуманистическая философия третьего и католическая мысль четвертого дополняют друг друга и формируют единое целое.

Беато Анжелико. 'Благовещение Девы Марии'
Беато Анжелико. 'Благовещение Девы Марии'

На втором этаже это сложное сочетание особенно ярко выражено. Интеллектуальная, светлая конструкция библиотеки, созданная по образцу базилики, что должно было воплощать ее суть "храма знаний", оттеняет и по своему дополняет ритмичную бело-серую протяженность коридора, словно уходящего в бесконечность.

В коридоре, куда выходят двери келий, находится знаменитое "Благовещение Девы Марии" Беато Анжелико - образ, считающийся высшим воплощением христианского художественного воображения.

Беато Анжелико. 'Не прикасайся ко мне' ('Noli Me Tangere')
Беато Анжелико. "Не прикасайся ко мне" ("Noli Me Tangere")

Этот образ открывает цикл изображений на сюжеты из жизни Христа, цикл, поражающий зрителя необычайным внутренним светом, конкретностью и в то же время абстрактностью образов, неземными цветами: "Преображение", "Не прикасайся ко мне" ("Noli Me Tangere"), "Осмеяние Христа".

Беато Анжелико. 'Осмеяние Христа'
Беато Анжелико. "Осмеяние Христа"

Элегантная, светлая, гармоничная конструкция библиотеки Микелоццо со стройными колоннами и логичностью всех элементов делает ее образцом ренессансных библиотек.

Фра Бартоломео. 'Портрет Савонаролы'
Фра Бартоломео. "Портрет Савонаролы"

Здесь можно увидеть старинные рукописи разных эпох, дающие представления о многих важных событиях истории Флоренции, в том числе о деятельности и казни Савонаролы, который был настоятелем монастыря в конце XV века, своими проповедями вызвал недовольство Папы и был сожжен в 1498 году.

Музей Сан Марко открыт ежедневно с 8.30. В будние дни до 13.50, в субботу до 18.50,в воскресенье до 19 часов. Однако каждую неделю есть выходные. Это первое, третье и пятое воскресенье, а также второй и четвертый понедельник месяца. Музей закрыт также 25 декабря, 1 января и 1 мая.

Стоимость билета с 9 сентября по 30 декабря 12,000 Lit, в остальное время - 8, 000 Lit. Льготный билет для лиц от 18 до 25 лет - соответственно 6,000 Lit или 4,000 Lit.

Смотрите также изображения:

Сайт музея

Наталья Коваленко


© Контора Кука, 1999-2009





Rambler's Top100 Service TopList