Фотогалерея
    Контора Кука -> Европа -> Франция -> Фотогалерея





Париж. Собор Парижской Богоматери

Время в Париже

Собор Парижской Богоматери. Главный фасад
Собор Парижской Богоматери. Главный фасад

Считается, что Париж возник на крошечном островке Сите посреди Сены. Именно здесь, на месте маленького рыбацкого поселка, были заложены первые кварталы будущего города паризиями - представителями местного галльского племени. От самоназвания племени и произошло в дальнейшем имя французской столицы.

Большинство туристов, посещающих Париж, начинают знакомство с городом именно с Сите. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель, и мрачный замок — бывшая тюрьма Консьержери, и знаменитый Собор Парижской Богоматери.

Собор построен в западной части острова, на месте, где в 1 веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру.

Остров Сите
Остров Сите

Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется особой пропорциональностью и гармоничностью, наивысшим воплощением идей готического искусства, красотой и величием.

Строительство собора по планам, составленным епископом Морисом де Сюлли, было начато в 1163 году, когда королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, к 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти 13 века были возведены башни. Но полностью строительство было завершено только в 1345 году, за это время первоначальные планы постройки несколько раз изменялись.

По замыслу архитектора собор должен был вмещать в себя всех жителей города — около 10 000 человек. Но пока его строили, население Парижа выросло во много раз.

Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери

На протяжении последующих веков в соборе часто заменяли мебель на более новую, сделанную в соответствующем эпохе стиле. В восемнадцатом столетии для облегчения здания тяжелые средневековые стекла были заменены на более легкие.

Во время французской революции религия была объявлена вне закона, и Собор Парижской Богоматери был официально переименован в Храм Причины. Свой статус собор смог вернуть себе только после прихода к власти Наполеона - в 1802 году была проведена торжественная церемония повторного открытия Собора Парижской Богоматери. Здесь же Наполеон был провозглашен императором.

К середине 19 века Собор Парижской Богоматери пришел в упадок, ему угрожало полное разрушение. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы, которые когда-то вели к центральному порталу, не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов, был разрушен верхний ряд статуй, украшавших галерею. Исчезли и великолепные цветные витражи.

В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь (и то частично) витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.

Собор в процессе осветления
Собор в процессе осветления

Также в течение 19 в. был возведен шпиль собора. С течением времени естественный светлый цвет камня, из которого сложен собор, становился все темнее, впитывая пыль веков. И в конце 20 века его было решено почистить, осветлить, используя химические растворители. Теперь собор выглядит необыкновенно светлым, порою - на закате - окрашиваясь даже в розовые тона.

Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику. Его длина - 130 метров, высота башен — 69 метров, высота шпиля — 90 м. На южную башню собора можно подняться по лестнице. Расположенный здесь Большой колокол в 15 тонн весом звонит только в очень торжественных случаях.

Главный, западный фасад собора делится на три яруса.

Центральный портал
Центральный портал

Его нижняя часть состоит из трех порталов, выполненных в виде остроконечных арок, пышно украшенных скульптурой. В центральном портале находится трехъярусная композиция "Страшный суд", над которой возвышается фигура Христа, окруженного апостолами, по шесть с каждой стороны. Левый портал посвящен Святой Деве. В правом портале высечены сцены из жизни святой Анны.

Галерея Королей
Галерея Королей

Средний ярус собора занимает Галерея Королей. Это зубчатый карниз, протянувшийся вдоль всего фасада здания, с 28 нишами, в которых помещены скульптуры легендарных библейских королей, предков Иисуса Христа. Каждый из 28 библейских владык считался своего рода прототипом одного из королей Франции - таким образом французские монархи были как бы новым земным воплощением древних святых.

Окно-роза
Окно-роза

Над фигурами королей расположены высокие узкие окна, а между ними - огромное центральное окно-роза диаметром почти 13 метров. В центре "розы" изображена Богоматерь, вокруг нее в круглых медальонах - фигуры святых. Все статуи Галереи Королей являются копиями 19 века, оригиналы были разбиты во время Французской революции.

Колокольни составляют верхний ярус собора. В свое время они являлись и дозорными башнями Парижа.

Химера
Химера

У подножия башен установлены знаменитые статуи химер, замечательно описанные в романе Виктора Гюго "Собор парижской Богоматери". Это фантастические и жутковатые фигуры с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями - аллегорические воплощения человеческих грехов.

Горгульи
Горгульи

Своды центрального нефа собора поднимаются в высоту на 35 метров. После яркого солнечного света глаза долго не могут привыкнуть к полумраку, хотя раньше в соборе было еще темнее, и пришлось специально пробивать новые окна в боковых стенах для лучшего освещения центрального нефа. На многочисленных витражах собора представлены сцены из земной жизни Христа и Девы Марии, изображения патриархов, библейских царей, апостолов, святых. Но почти все они представляют собой копии, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю оригиналы. В неприкосновенности до наших дней дошло только центральное окно-роза.

Портал Девы Марии
Портал Девы Марии

Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, и только статуи - мужчин, женщин, королей, епис-копов и воинов, из мрамора, серебра и даже восковые - украшают интерьер собора.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших святынь христианства — Терновый венец Иисуса Христа, попавший в Париж в 1239 году. До 1063 г. Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме, затем он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе.

Портал Святой Анны
Портал Святой Анны

В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами и долгое время переходила из рук в руки, пока один из владельцев не продал ее французскому королю Людовику IX, который распорядился поместить венец в специально построенную часовню. В 1809 году он был перенесен в Собор Парижской Богоматери.

На тротуаре перед западной дверью Собора Парижской Богоматери находится место, откуда ведется отсчет всех дорожных расстояний во Франции - "0 км".

Надежда Грода






© Контора Кука, 1999-2009





Rambler's Top100 Service TopList