Ukrainian is the official language of Ukraine. That is, it is the official language of Ukrainians who represent the major part of the state’s population. Approximately 10-13 million people in the diaspora speak Ukrainian. This includes people living in Russia, Poland, the Czech Republic, Romania, Hungary, the United States, Canada, Argentina, Brazil, Australia and others.
В Суд обратилась группа депутатов-руховцев с вопросом о невыполнении ст. 10 Конституции Украины и Закона о языках.
В своем отдельном мнении член Конституционного Суда Украины А.М. Мироненко убедительно доказал, что Конституционный Суд вообще не имел право принимать это дело к рассмотрению, так как депутаты поставили перед судом не юридический, а политический вопрос. Таким образом, Конституционный Суд нарушил п. 6 Конституции Украины. Тем не менее, несмотря на другие, не менее существенные замечания, Суд пошел на поводу у властей и принял явно политическое решение, где статья 10 Конституции Украины, звучащая: “Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка…”, трактуется так: “Украинский язык, как государственный, есть обязательным средством общения…”. Даже не юрист, очевидно, поймет, что между “обеспечением всестороннего развития и функционирования” и “Обязательным средством общения” огромная пропасть. Более того, можно ли в демократической стране говорить об “обязательных средствах общения”?
Если, при всей абсурдности, решение Конституционного Суда имеет, в известной мере, информационно-рекомендательный характер, то проект постановления правительства Украины “Про дополнительные меры функционирования украинского языка, как государственного”, в случае его утверждения в нынешнем виде, практически полностью противоречит всем без исключения статьям Европейской Хартии и грозит поставить большую часть населения Украины, считающую родным языком русский, в дискриминационное положение, не смотря на то, что они являются такими же налогоплательщиками, как и украинцы. Наиболее сурово постановление относится к государственным служащим, которые должны сдать экзамен по украинскому языку, что дает возможность для “тихой” дискриминации по национальному признаку. Более того, им практически запрещено общаться на русском языке на территории их учреждений даже в частных беседах. Постановление предусматривает приведение сети учебных заведений в соответствие с этническим составом населения. Весьма интересный нюанс. Это теперь во Львове вместо 5 русских школ будет, согласно этническому составу населения, 20 русских школ, а в Киеве – не 10, а 60?
Этот документ нарушает главное право человека – право выбора, неотъемлемое право любого демократического общества. Такой принцип решения национального вопроса – грубейшее нарушение всевозможных международных конвенций и деклараций, в том числе и вышеупомянутой Европейской Хартии.
Далее постановление регламентирует режим вещания государственных теле- и радиокомпаний. Если исходить из принципа пропорциональности, который используют авторы постановления в выгодных для них моментах, на государственном телевидении и радио должно от 25% до 50% времени использоваться на вещание на русском языке. Но об этом вопрос даже не ставится, а осуществляется диктат в отношении частных компаний, которым диктуется, на каком языке им работать. В свое время национал-радикалы рьяно выступали против вмешательства государства (советского) в работу СМИ, отстаивая демократию. Теперь они с не меньшим рвением требуют вмешательства в дела уже частных СМИ государства (украинского).
|
|
|