Музеи |
    | Контора Кука -> Европа -> Швейцария -> Музеи |
| ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
БАЗЕЛЬ
Публичное художественное собрание (Offentliche Kunstsammlung) Базеля состоит из трех основных музеев: художественный музей (живопись XV - первой половины XX в.), Кабинет рисунка и гравюры и Музей современного искусства. Базельский художественный музей невелик. Это двухэтажное здание в форме буквы "П", где основная экспозиция размещена на одном лишь втором этаже (первый этаж обычно бывает отдан под выставки). Однако на этом небольшом пространстве размещается старейшая в мире публичная художественная коллекция. Еще в 1661 г. граждане Базеля купили «амербаховский кабинет» - собрание живописи знаменитого базельского коллекционера Базилиуса Амербаха. С него и начался будущий музей. Вход туда был бесплатным. «Амербаховский кабинет» включает произведения немецких художников: родоночальников немецкой школы Конрада Витца и Мартина Шонауэра, яркого и мощного Ганса Бальдунга Грина, изящного и плодовитого Лукаса Кранаха Старшего, сурового «экспрессиониста» Матиаса Грюневальда и других. Уже этих имен было бы достаточно для того, чтобы Базельский музей оказался в числе лучших собраний живописи немецкого Возрождения.
Но самый сильный магнит Публичного художественного собрания, неизменно притягивающий поклонников искусства вот уже почти три с половиной сотни лет - самое большое в мире собрание произведений семьи Гольбейнов. Это наследие Ганса Гольбейна Старшего, его старшего сына Амброзиуса и младшего - тоже Ганса Гольбейна, одного из величайших художников Северной Европы. Музей располагает пятнадцатью полотнами и большим количеством рисунков Гольбейна Младшего. Именно наследие знаменитого гражданина Базеля Гольбейна Младшего (1497/98 - 1543), представленное в «амербаховском кабинете» с максимальной полнотой, является главной целью тысяч паломников, начиная с XVII в. В «гостевой книге», открытой всем посетителям музея еще с 1662 г., оставили свои подписи ученые и поэты, простые любители искусства и императоры, гости из самых разных стран Европы, в том числе и из России. Назовем лишь несколько из них: австрийский император Иосиф II, вошедший в историю выговором Моцарту за «чрезмерное количество нот» в опере «Похищение из сераля», а также не менее историческим распоряжением замазать обнаженные фигуры Адама и Евы на гениальном «Гентском алтаре» Яна ван Эйка (спасенном, к счастью, служителями). Прусский король Фридрих III, приехавший в Базель в 1814 году на встречу с русским императором Александром I. Немецкий драматург Генрих Клейст. Знаменитый писатель и ученый, основатель некогда захватившей Европу науки физиогномики, друг Гете Иоганн-Каспар Лафатер. Наконец, и сам великий Иоганн-Вольфганг Гете...
Уроженец старинного Аугсбурга, Гольбейн Младший прибыл в Базель семнадцатилетним юношей и быстро стал там своим. Поначалу он был подмастерьем, затем женился, получил звание мастера и, наконец, стал одним из самых уважаемых граждан города. Именно в Базеле он попал в круг гуманистов, возглавляемый Эразмом Роттердамским. Гольбейн несколько раз писал великого представителя северного Возрождения. Один из портретов ученого и поныне хранится в Базельском музее. Еще один гуманист круга Эразма, которому посчастливилось быть запечатленным кистью великого мастера - правовед Бонифаций Амербах, отец Базилиуса, основателя «амербаховского кабинета». В Базель пришла Реформация, а с ней - мощное иконоборческое движение. Гольбейн, к тому времени - автор «Восьми сцен страстей Христовых», написанных для городского собора, спешно покинул Швейцарию и с рекомендательным письмом Эразма перебрался в Англию. Там он с несколькими перерывами (в том числе возвращаясь в Базель) прожил почти всю оставшуюся жизнь. Он был в милости у Генриха VIII и не порывал знакомства с гуманистами (одно из самых известных произведений мастера - портрет Томаса Мора, ныне хранящийся в Нью-Йорке). Однако почти треть жизни, проведенная в Базеле, не прошла бесследно: там создан ряд его лучших произведений, бережно сохраненных семьей Амербахов, там Гольбейна любили и гордились им.
Среди шедевров Гольбейна, хранящихся в Базельском музее, назовем два. Первый - «Мертвый Христос», длинное и очень узкое полотно (его размеры - 30 х 200 см), с пугающей силой изображающее измученное тело и погасшие глаза Христа. В свое время эта картина поразила воображение Достоевского, который устами своего героя в романе «Идиот» говорит, что от нее «можно веру потерять». Второй - прекрасный, чуть печальный портрет жены художника с двумя детьми, написанный в нехарактерной для яркой палитры Гольбейна мягкой, притемненной гамме. Он был создан во время единственного со времен отъезда в Англию возвращения художника в Базель.
Отдел живописи старых мастеров Базельского музея стоит на уровне лучших европейских собраний. Его посещение неизбежно займет немало времени у любителя искусства. Но, насытившись искусством Гольбейна и Грюневальда, Кранаха и «малых голландцев» (так называют плеяду голландских художников-жанристов XVII в.: Питера да Хоха, Яна Стена и других), не поленитесь обойти весь второй этаж музея.
Миновав отдел швейцарской живописи XIX в., помедлив в залах швейцарского символиста Арнольда Беклина, вы окажетесь в мире искусства конца XIX - первой половины XX в. Второй половине века посвящена экспозиция Музея современного искусства. Базельское собрание импрессионизма и модерна невелико, но отборно.
По сути, это настоящая энциклопедия развития «нового искусства» от Камиля Коро - предшественника импрессионистов до Фернана Леже - классика кубизма. Небольшое, но прекрасное собрание Ренуара, Моне, Писарро, Сезанна, Гогена, несколько полотен ван Гога, а также Матисс, Пикассо, Марк Шагал, Жорж Брак, норвежский экспрессионист Эдвард Мунк и австрийский - Оскар Кокошка, швейцарский «гений абстрактной живописи» Пауль Клее и голландский - Пит Мондриан. Такова захватывающая панорама европейского искусства, предстающая в Базеле перед путешественником.
Еще одна особенность собрания модерна: несмотря на национальную пестроту (преобладают французские и немецко-австрийские живописцы), а может быть, благодаря ей, экспозиция производит совершенно цельное впечатление. Корень этого ощущения - не столько национальная специфика Швейцарии в целом, хотя она, действительно, связана и с французской,и с немецкой культурой, сколько, видимо, уникальное географическое положение самого Базеля. Он расположен непосредственно рядом и с франко-швейцарской, и с германо-швейцарской границами и, таким образом, словно оказывается на перекрестке двух столь разных культур.
Наконец еще одно замечание, для того, чтобы предотвратить возможные разочарования. Базельское собрание полотен отличается несвойственной «швейцарскому духу» непунктуальностью: будьте готовы к тому, что некоторые из полотен-шедевров, фигурирующие во всех альбомах и буклетах музея, могут отсутствовать без обьяснения причин. Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов. Выходной - понедельник. Музей закрыт во время Карнавала (с 22 по 24 февраля), в страстную пятницу, 1 мая, 24, 25 и 31 декабря. Кабинет рисунка открыт со вторника по субботу с 10 до 12 и с 14 до 17 часов. Стоимость билета в Художественный музей и Музей современного искусства 7 SFr. Льготный билет 5 SFr. Для детей до 16 лет вход бесплатный. Свободный вход для всех каждое первое воскресенье месяца. Официальный сайт музея
Язык немецкий, некоторые страницы на английском.
Олеся Двоскина |
|
© Контора Кука, 1999-2009 |