Фотогалерея |
    | Контора Кука -> Европа -> Россия -> Фотогалерея |
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Санкт-Петербург. Зимний дворец
Среди многочисленных грандиозных сооружений Санкт-Петербурга дворцы, безусловно, занимают первое место — как по красоте архитектуры, так и по богатству и пышности декоративных украшений. И самым величественным из них является Зимний дворец, колоссальное здание которого имеет вид чрезвычайно торжественный и по праву считается одним из архитектурных шедевров. Первый Зимний дворец был построен в 1710—1711 годы и представлял собой небольшое двухэтажное здание с черепичной кровлей. Он оказался тесным уже через десять лет, и тогда построили второй Зимний дворец, трехэтажный — на том месте, где сейчас находится Эрмитажный театр. Через пять лет дворец был значительно расширен – к нему пристроили два крыла, а затем и вовсе присоединили несколько соседних особняков.
Ныне существующий Зимний дворец начал возводиться в 1754 году по проекту архитектора Растрелли и своими размерами и вели-колепием отделки затмил все прежние. Дворец был задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. На втором этаже дворца размещались парадные залы и жилые покои членов императорской семьи, первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения, а на верхнем этаже располагались в основном квартиры придворных. Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, барочный вид сохранила только великолепная Иорданская лестница — поистине царская, и частично Придворный собор. В 1837 году в Зимнем дворце случился большой пожар, почти полностью уничтоживший его великолепную отделку - на месте пышной царской резиденции остались только обгоревшие кирпичные стены да часть сводчатых перекрытий над подвалами и первым этажом. К счастью, удалось спасти все произведения изобразительного искусства, мебель, утварь и другое ценное имущество.
Работы по восстановлению интерьера дворца продолжались почти два года – кое-что было сделано в прежнем виде, но, в основном, дворец был оформлен уже с стиле классицизма. Особой красотой отличается созданный уже после пожара Малахитовый зал Зимнего дворца – по белым стенам, поднимаясь с белых мраморных подножий, стройно высятся малахитовые колонны и пилястры с золотыми базами и капителями, между ними, на коротких стенах, находятся малахитовые камины с золотыми дверями по бокам.
С особой тщательностью был восстановлен Петровский зал, весьма необычный по форме - прямоугольный в своей главной части, он завершался полукруглой нишей с приподнятой площадкой, на которой возвышался трон. Ниша, как и сами стены зала, была обтянута красным бархатом с золочеными русскими гербами. Из центра крестового свода спускалась изящная люстра, которую дополняли настенные бра и два больших канделябра, установленных на пьедесталах по сторонам ниши. В центре продольных стен зала и под сводами были написаны картины, изображающие Петра I во время баталий под Полтавой и Лесной. Особой торжественностью и строгой роскошью отличается Георгиевский зал – "Большой тронный зал" Зимнего дворца, место проведения всех особо важных церемоний. Огромный зал, площадью 800 кв.м., весь облицован массивными плитками из итальянского мрамора, потолок богато украшен как бы лепкой, в действительности же представляющей собой накладное бронзовое литье, тщательно прочеканенное и позолоченное. Богатым узорам потолка соответствует и прекрасный паркетный пол, выложенный из 16 пород дерева фигурной мозаикой и покрытый резным рисунком. Над тронным местом в стену был вделан огромный барельеф, изображающий Георгия Победоносца в образе всадника-воина в шлеме, поражающего копьем дракона. Стена за троном затянута бархатным малиновым полем, на котором золотом был вышит громадных двуглавый императорский орел, а вокруг него — гербы царств и владений, наименования которых входили в императорский герб.
Еще одно знаменитое помещение Зимнего дворца - «Военная галерея», включающая более 300 портретов участников Отечественной войны 1812 года. В мире существуют две портретные галереи, посвященные разгрому Наполеону: вторая - «Зал памяти битвы при Ватерлоо» находится в Виндзорском замке. Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров, но после убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. В Зимнем дворце стали проводиться лишь особо торжественные церемонии, и только в 1894 году, когда на престол вступил Николай II, императорская фамилия вернулась в Зимний дворец. В связи с этим бывшие покои императора Николая I были заново отделаны — уже в стиле модерн.
В особых комнатах Зимнего дворца в свое время Екатерина II устраивает «Эрмитаж», что означает по-французски «уединенный уголок», «приют отшельника» - такие уединенные покои имелись во всех садах, дворцах и парках XVIII века и предназначались для отдыха в интимном кругу титулованных особ. Императрица приказала собрать лучшие художественные произведения из многочисленных загородных дворцов, а также отправила в большие европейские города особых агентов, которые на аукционах приобретали все, что можно было найти лучшего по части живописи, ваяния, нумизматики, археологии и пр. Официальной датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла первая крупная партия картин западноевропейских художников - коллекция берлинского купца Гоцковского, состоящая из 225 полотен. Постепенно Екатерина II увеличивала свой «пустынный уголок» и собирала в него всевозможные сокровища — картины, камеи, медали, составила в нем прекрасную библиотеку. Особой ее любовью пользовались камеи и к концу XVIII века в Эрмитаже находилось уже свыше 10 тысяч гемм. Размах приобретений царицы был настолько велик, что она сама в шутку называла его «обжорством» и «камейной болезнью».
Самой знаменитой камеей Эрмитажа является, конечно же, Камея Гонзага работы неизвестного мастера. Создана камея в III веке до н.э. в Александрии. На ней изображены профили Птолемея Филадельфа, правителя эллинистического Египта, и его жены Арсинои. Высота камеи — 15,7 сантиметра, ширина — 11,8 сантиметра, высота рельефа — 3 сантиметра. Таких крупных камей в мире насчитывается всего несколько штук. Она вырезана из трехслойного агата, который древние называли «сардониксом». Первые упоминания об этой камее относятся к XVI веку, когда она принадлежала Изабелле д'Эсте, супруге правителя итальянского города Мантуи герцога Людовика Гонзага (отсюда и название камеи). На протяжении веков камея путешествовала из страны в страну, из рук в руки. В 1814 году камеей владела Жозефина Богарнэ, первая жена Наполеона Бонапарта, она и подарила в Париже Александру I этот резной камень. Государь передал Камею Гонзага в Эрмитаж.
Эрмитаж - продолжение Зимнего дворца - состоял из трех зданий, соединенных между собой галереями на арках. Первое из этих зданий – небольшой павильон, ближний к Зимнему дворцу, был построен архитектором Ламоттом в 1765 году. Вскоре «Эрмитажный павильон» уже не мог вместить все коллекции, и архитектор Фельтен присоединил к нему в 1775 году новое трехэтажное здание. Нижний этаж этого здания со времен царствования Николая I служил залом заседаний Государственного Совета. В двух других этажах расположились картинная галерея, а также коллекции камей, медалей, драгоценных камней, эстампы, собрание минералов. Третье здание, воздвигнутое в 1788 году архитектором Кваренги, с двумя первыми соединено сводом, перекинутым через Зимнюю канавку, вытекающую из реки Мойки. В нем располагался Эрмитажный театр.
В настоящее время большая часть экспозиции размещена в Зимнем дворце. Эрмитаж с самого начала был типичным музеем закрытого типа, совершенно недоступным для широкой публики. Сама Екатерина II в письме о приобретении коллекции резного камня писала: "Всем этим любуются только мыши и я". Для публики Эрмитаж стал доступен только в 1852 году, когда Николай I торжественно открыл "Императорский Музеум" — но и тогда количество билетов было очень ограничено, а для их получения иногда надо было писать специальное прошение. В 1772 году в семнадцати деревянных ящиках на судне «Ласточка» прибыл в Кронштадт драгоценный груз, который отправил из Франции знаменитый философ-просветитель Дени Дидро. Сам страстный любитель искусства, он закупал для русской императрицы картины - так в Эрмитаже появились "Даная" и "Святое семейство" Рембрандта, "Мадонна с безбородым Иосифом" Рафаэля, "Юдифь" Джорджоне, портреты кисти Ван Дейка, "Даная" Тициана, другие полотна великих мастеров. По повелению Екатерины II была приобретена и библиотека Вольтера, вскоре после смерти философа. Она состояла из 6800 томов, в том числе в ней было 37 рукописей.
В настоящее время коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 миллионов произведений искусств и предметов старины. Отдел истории первобытной культуры включает несколько коллекций древнего золота, имеющих мировое значение - скифскую, сарматскую, сибирскую, ранних кочевников Алтая. Археологические материалы, составляющие его фонды, начали собирать еще при Петре I. Тогда в Сибири, в надмогильных курганах были сделаны первые находки, относящиеся к I тысячелетию до н.э. Большая их часть погибла, переплавленная кладоискателями в слитки. Однако довольно значительную часть золотых изделий приобрел уральский горнозаводчик А.Н. Демидов и в 1715 году преподнес их в подарок новорожденному царевичу Алексею "на зубок". Петр заинтересовался находками и в дальнейшем велел собирать "старые вещи" и делать чертежи, "как, что найдут". Отдел культуры и искусства античного мира насчитывает более 120 тысяч памятников. Мировое значение имеет собрание античных ваз - их (вместе с фрагментами) около 15 000 и собрание римских портретов, второе по величине в мире.
Начало коллекции также было положено еще при Петре I: в 1718 году при раскопках в окрестностях Рима была найдена мраморная скульптура богини любви и красоты Венеры. Ее сейчас же купил Юрий Кологривов, который был послан в Италию, чтобы наблюдать за обучавшимися там русскими художниками. Однако римский папа запретил иностранцам вывозить из страны произведения древних мастеров. И тогда для переговоров в Италию выехал русский дипломат Савва Рагузинский, но первоначальные переговоры не дали никаких результатов. Вскоре посол Петра I предложил католической церкви мощи святой Бригитты в обмен на скульптуру языческой богини. Римский папа оказался в весьма затруднительном положении, но в конце концов ему ничего не оставалось делать, как подарить Петру I статую Венеры в благодарность за терпимое отношение к католикам. Чарующая своей вечно юной красотой, мраморная богиня впоследствии была выставлена в Таврическом саду, отчего и получила название Венеры Таврической.
Среди сокровищ Эрмитажа находится и самая большая в мире ваза. Мастера Колыванской гранильной фабрики работали над ней в течение четырнадцати лет, выдалбливая и вырезая ее из гигантской глыбы яшмы – одного из наиболее твердых цветных камней. Высота Колыванской вазы больше 2,5 метров, а размер овальной чаши — 5х3,25 метра, но смотрится она удивительно легкой и изящной, несмотря на колоссальный вес в 19 тонн. В отделе нумизматики хранится более миллиона денежных знаков, художественных и наградных медалей, орденов, печатей. Большую часть коллекции составляют монеты – только русских здесь насчитывается около 250 тысяч. Отдел западноевропейского искусства включает собрания изделий из металла и
эмали, резной кости и бронзы, серебра и фарфора. Здесь находится одна из
крупнейших коллекций художественного оружия, более 2000 скульптур, в том
числе работы Микеланджело, Бернини, Фальконе. Собрание живописных полотен
насчитывает около 8 тысяч картин западноевропейских художников. В
настоящее время Эрмитаж располагает одной из богатейших коллекций
произведений Рембрандта, в которую входят 24 картины, почти все офорты
и несколько рисунков великого художника. В отдельном зале собраны и
произведения Рубенса. В будущем планируется дальнейшее расширение
Эрмитажа за счет передачи ему соседних зданий.
Надежда Грода |
|
© Контора Кука, 1999-2009 |