Фотогалерея |
    | Контора Кука -> Европа -> Италия -> Фотогалерея |
| ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
Верона
Верона - город Ромео и Джульетты, город, воспетый Петраркой, Шекспиром, Гете, Байроном. Это один из самых известных и прекрасных городов Италии, со множеством памятников мирового значения. Верона — это город-жемчужина, скрывающий за своими изящными фасадами многовековую и славную историю. Уже с самых древних эпох здесь, на одном из участков Паданской долины, появились поселения людей, привлеченных пересечением таких важных артерий, как река Адидже и перевал Бреннер через Альпы. К доисторическим временам принадлежит этрусская стоянка, по-явившаяся близ нынешнего холма Сан Пьетро - там, где существовал брод через реку. Первые контакты местных жителей с римлянами историк Полибий относит к 4 веку до н.э. Последующее развитие поселения было связано в первую очередь с прокладкой в 148 году до н.э. Постумской дороги, связавшей Вечный Город с районами Аквилеи и современной Генуи. Именно этим объясняется быстрый рост числа жителей на правом берегу Адидже с середины 2 века до н.э. Еще более значительное развитие поселок получил с середины 1 века до н.э., когда он был включен в состав Римской империи. Постепенно возник классический древнеримский город (Colonia Augusta Verona), жилые постройки заняли правобережную часть, в то время как левобережье было отведено для религиозных культов и увеселений - тут возник грандиозный языческий храм и театр. Прямоугольные кварталы города формировались сетью параллельных и перпендикулярных улиц - эта особенность древнеримской планировки присуща и нынешнему центру Вероны. Всю жилую зону (кроме стороны, обращенной к реке) защищали крепостные стены с двумя заставами. Уже в 1 веке н.э. застройка выплеснулась за городские стены. Именно к этому периоду относятся такой важный памятник античности как Амфитеатр. Он также первоначально находился за городскими стенами, которые были расширены лишь в 265 году, когда из-за угрозы нападений варваров император Галлиен предпринял ряд фортификацион-ных работ.
В эпоху Средневековья, несмотря на различные драматические события (нападение венгров в 10 веке, периодические эпидемии чумы), Верона быстро развивалась - благодаря выгодному географическому положению и предприимчивости местных купцов. Правители Вероны Делла Скала (иначе - Скалигеры) возвели новые крепостные стены, замок Кастельвеккио, сформировали ансамбли центральных площадей Вероны - Пьяццы делле Эрбе и Пьяццы дей Синьори. В 1405 году Скалигеры навсегда перестали быть правителями Вероны, попавшей под владычество венецианцев. Венецианское правление поначалу не оказывало значительного влияния на архитектурный облик города, сложившийся при Скалигерах. Но в 16 веке, когда здесь начал работать гениальный Санмикели, Верона значительно преобразилась. Была разобрана цитадель герцогов Висконти на южной периферии города, и на ее месте возник новый жилой квартал. Появились новые фортификации и новые участки крепостных стен, а главное — возникли аристократические резиденции, изменившие облик целых районов.
Следующий, 17 век, отмеченный ужасной чумой 1630 года, отчуждением веронской знати от высших эшелонов Венецианской республики и утратой Вероной стратегического значения, привел к разборке ненужных теперь укреплений и образованию просторных городских пространств, в первую очередь - в районе Пьяцца Бра. На рубеже 18-19 веков тихое прежде поселение превратилось в арену борьбы различных европейских сил. В 1796 году сюда торжественно вошла французская республиканская армия, положившая конец "венецианскому периоду", но уже в 1801 году по Люневильскому мирному договору Верона была разделена между Австрией и Цизальпинской республикой, которой стала целиком принадлежать с 1805 года. C 1815 года город попал под владычество Габсбургов. При австрийцах Верона опять стала крепостью, играя роль аванпоста их владений на Апеннинах. Плебисцит 1866 года подтвердил желание веронцев жить в объединенной Италии. Из Второй мировой войны город, в результате операций нацистов и бомбардировок союзников, вышел тяжко поврежденным, однако уже в 1945 началась его реконструкция.
Очень многим город обязан Вильяму Шекспиру, избравшим местом действия своей бессмертной трагедии улицы и площади средневековой Вероны: "Не существует мира вне Вероны, а лишь мытарства, пытка, ад. Кто изгнан отсюда, изгнан из мира, а кто изгнан из мира, тот мертв". И сегодня, в современном городе, можно посетить места, связанные с историей Ромео и Джульетты. По соседству с Пьяцца делле Эрбе, на Виа Каппело, расположен Дом Джульетты - строение 13 века с кирпичным фасадом. Согласно преданию, оно принадлежало семейству Капулетти. Во внутреннем дворе, где установлена бронзовая скульптура Джульетты, можно увидеть знаменитый балкон, на котором девушка внимала пламенным речам Ромео. Памятная доска повторяет на английском и итальянском языках наиболее известные строки из шекспировской трагедии. В Доме Джульетты бережно воссоздана атмосфера той эпохи - изящные салоны, палаты.
На Виа делле Арке Скалиджере расположен Дом Ромео, построенный в 14 веке. Впрочем, здесь мы имеем дело с явной легендой, т.к. строение, называющееся ныне Домом Ромео, в действительности принадлежало Каньоло Ногароло. Эта историческая действительность, впрочем, не умаляет очарования здания, увенчанного внушительными зубцами, и сохраняющего, особенно во внутренних двориках, реальные следы былых эпох. Пустой и скромный саркофаг из мрамора молва назвала гробницей Джульетты. Могила находится в крипте упраздненного монастыря капуцинов на Виа дель Понтьери. Печальная обстановка этого помещения прекрасно соответствует духу последних страниц трагедии Шекспира. Вместе с Домом Джульетты оно стала объектом непрекращающегося паломничества.
Величественный Амфитеатр - главный, и, вне сомнения, наилучшим образом сохранившийся древнеримский монумент Вероны, более известный в Италии под названием Арена. В античности здесь шли бои гладиаторов, цирковые спектакли различного рода, ристалища, морские бои (навмахии), для чего "сцену" целиком заливали водой. Арена, возникшая в 1 веке н.э., состояла из четырех эллиптических колец с внутренними осями в 44 и 74 метра и осями внешними (включая исчезнувшее кольцо) в 109 и 139 метров. Из мраморных блоков строители высекли сорок четыре ряда. Амфитеатр включал в себя и наружное овальное кольцо, от которого в настоящий момент остался лишь небольшой фрагмент, так называемое "крыло" с четырьмя арками на каждом ярусе. За минувшие века Амфитеатр погрузился в землю на два метра.
Среди интереснейших памятников Вероны надо назвать базилику Сан-Зено - один из лучших памятников романского зодчества в Италии. Первая церковная постройка появилась тут уже в 4-5 вв., за ней последовала вторая, возведенная по повелению короля франков Пипина. Вероятно, именно в тот, второй храм, были торжественно помещены в 807 году мощи святителя Зенона. В 306 году Зенон был рукоположен епископом Вероны, впоследствии от стал считаться святым покровителем города. Святителю принадлежит заслуга обращения местного населения в христианство.
Дошедшая до нас постройка датируется примерно 1120 годом. Колокольня базилики была возведена в середине 11 века. Частичной перестройке подверглась базилика в конце 14 века - тогда была сооружена апсида и плафон главного нефа. Рядом с базиликой существовало огромное бенедиктинское аббатство. Сегодня от братских корпусов аббатства остались лишь массивная башня с зубцами и несколько помещений в доме каноника. Центральный фасад базилики, сооруженный из туфа и мрамора, украшен огромным окном-розой, прозванным горожанами "колесом фортуны" из-за фигурок людей, расположенных по его окружности и, как бы, возносящихся вверх или низвергаемых судьбой.
Одна из главных драгоценностей храма - алтарь, расписанный известным итальянским живописцем Мантеньи в 1457-1459 гг. В 1797 году, когда Верона была взята войсками Наполеона, знаменитый алтарь Сан-Зено был вывезен в качестве трофея во Францию. В 1816 году французы вернули алтарный триптих, а несколько небольших композиций так и остались во Франции - они сейчас хранятся в Лувре и в музее города Тура. В церкви Вероны на их месте - под главной алтарной композицией - находятся копии.
Кафедральный собор Вероны (Дуомо) высится над небольшой площадью, носящей название, естественно, Пьяцца Дуомо. Храм был освящен в 1187 году, а затем надстроен и расширен в середине 15 века, о чем свидетельствует фасад с огромными позднеготическими окнами. Первоначальный, романский дух здания выражен в прекрасном двухъярусном портике, прикрывающем входной портал и стоящем на витых колоннах, в свою очередь покоящихся на спинах крылатых грифонов. Крестовые своды готического трехнефного зала поддерживают колонны сложной конфигурации из красного веронского мрамора и стрельчатые аркады. Интерьер собора расписан, преимущественно, Фальконетто, над алтарем первой капеллы левого нефа "Вознесение мадонны" исполнено Тицианом.
Базилика Св. Анастасии - самая большая из храмов Вероны - изумительная готическая постройка, возведенная доминиканцами на месте, где, вероятно, уже существовала церковь с таким посвящением. Сооружение храма началось в 1290 году и продолжалось до 1481 года. Верхняя часть главного фасада так и осталась незавершенной - не хватает облицовки. Входной портал с двумя дверными проемами украшен изящными барельефами на темы Нового завета, жития Святых Анастасии и Петра, а также истории доминиканского Ордена.
Внутри базилика разделена на три нефа круглыми колоннами, поддерживающими просторные своды с растительным орнаментом. Интерес представляют водосвятные чаши, изваянные в 16 веке. Эти чаши опираются на знаменитые гротескные статуи, прозванные горбунами Святой Анастасии. О Вероне можно рассказывать бесконечно долго - Верона античная, Верона готическая, Верона барочная - все они одинаково интересны и каждая из них заслуживает отдельного разговора.
|
|
© Контора Кука, 1999-2009 |