Фотогалерея |
    | Контора Кука -> Европа -> Греция -> Фотогалерея |
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Дельфы
Дельфы по праву считались центром всего эллинского мира. Согласно мифам древних, когда Зевс-Громовержец решил определить центр мира, он одновременно выпустил с запада и востока огромных орлов, которые встретились над Дельфами. Центр мира был отмечен памятным знаком – омфалом, по бокам которого установлены скульптуры двух золотых орлов. Однако подлинная слава и величие Дельф связано с именем другого божества греческого пантеона - с богом солнечного света, покровителем искусств златолуким Аполлоном. Будучи внебрачным сыном Громовержца и смертной женщины Леты, он еще до своего рождения подвергся бесчисленным гонениям со стороны законной жены Зевса – Геры, которая послала гигантского змея Пифона (Питона) беспокоить, а по возможности и уничтожить Лету и ее сына. Когда Аполлон вырос и окреп, он отомстил змею, убив и замуровав его в скале. Однако, яд змея был так силен, что от его смрада в стенах скалы-гробницы стали появляться трещины.
Тут заканчивается одна легенда и начинается следующая. Однажды невдалеке от такой трещины решил отдохнуть пастух. Заснув, он надышался исходящими от скалы ядовитыми испарениями. У него начались галлюцинации, но это был не бессвязный бред, а предсказания будущего, которое открыл ему Аполлон. Узнавшие об этом жрецы прогнали пастуха, а на месте его привала легендарные зодчие Трофоний и Агамед соорудили святилище Аполлона. Древнейший храм был воздвигнут в IX в. до н. э., а затем, после сильного пожара, восстановлен с еще большим великолепием в VI в. до н. э.
Сами жрецы будущее не предсказывали. Для этого была учреждена специальная должность жриц-вещательниц (пифий) - с VI в. до н. э. их было три. Перед тем как заглянуть за завесу, отделяющую настоящие от будущего, пифии поглощали в огромных количествах листья лавра (лавр, кстати, является одним из символов Аполлона). Занятие весьма не безопасное - листья этого растения содержат цианин калия, что приводит к галлюцинациям, а при чрезмерном их употреблении - и к смерти. Укушавшаяся лаврушкой и отпившая глоток воды из священного ручья Кассотиды пифия садилась на золотой треножник над расселиной в скале и впадала в экстатическое состояние (древние, разумеется, считали, что причиной этому является ядовитые пары яда Пифона и воля Аполлона).
Тут-то и наступал черед жрецов. В их обязанности входило фиксирование обрывков фраз выкрикиваемых пифией и их последующая интерпретация. Причем заключительное предсказание традиционно формулировалось в стихотворной форме. Помимо стихотворной формы предсказания другой его характерной чертой являлась нарочитая туманность и неоднозначность. При этом вина за неверное толкование целиком ложилась на задающего вопрос, что автоматически исключало возможность ошибки Аполлона.
Наиболее известное предсказание было дано лидийскому царю Крезу (546 г. до н. э.). На его вопрос - стоит ли начинать войну с персами, оракул ответил: "Крез, Алис перейдя, великое царство разрушит" (Алис – пограничная река). Крез потерпел поражение и его царство было за-воевано персами. Жрецы храма заявили, что предсказание сбылось, так как оракул не уточнил, какое именно царство будет разрушено. Трудно переоценить влияние Дельф во всем эллинистическом мире. В пору своего расцвета Дельфы по-настоящему утопали в золоте. Каждый греческий город-государство считал своим долгом принести щедрую жертву Аполлону. Города оставляли свои подарки в специальных хранилищах - сокровищницах.
Наиболее сохранившаяся из них - Афинская. Как само здание, так все его содержимое было даром Афин Дельфам. Такое положение не могло нравится всем. Посетивший Дельфы знаменитый баснописец Эзоп ухитрился поссориться со всеми жрецами, обвинив их в том, что их предсказания лживы, а сами они погрязли в роскоши. За такие слова он и был сброшен со скалы. Правда, позднее жрецы раскаялись в содеянном и даже полюбили басни Эзопа.
В период расцвета греческих полисов жречество храма находилось под влиянием аристократической Спарты. Тут происходили Пифийские игры – общегреческие празднества в память победы Аполлона над Пифоном. Они проводились сначала раз в восемь лет, потом - каждые четыре года. Первоначально это были соревнование поэтов и музыкантов, покровителем которых и был Аполлон, но с 586 г. до н. э. в программу игр были включены и спортивные состязания. Последние Пифийские игры прошли в 394 г. н. э. В это же время императором Феодосием I был окончательно разорен и закрыт и сам храм.
Рим также оказал влияние на это место – некоторое время оракул Аполлона продолжал действовать и во время правления римских императоров. Были даже построены несколько магазинов, где пилигримы могли покупать и продавать вещи. Позже здесь была основана и маленькая церковь, от которой теперь остались лишь руины. На рубеже XX века археологические раскопки в Дельфах открыли остатки храма, театра, ипподрома, посвятительных памятников, много надписей, что позволило восстановить общий вид святилища.
В центре обнесенной стеной священной территории, на высокой террасе стоял храм Аполлона, построенный в дорическом стиле. Это было закрытое здание с большим числом статуй и других украшений, многие из которых можно увидеть в музее Дельф. При входе в храм стояла статуя Аполлона. В храме среди прочих святынь хранился и омфал. (Аполлон часто изображается сидящим на нем). В сокровенную часть храма, где находился оракул, никто не мог входить, кроме пифий.
От входных ворот к храму вела мощенная дорога. Священная дорога была украшена большим количеством статуй (бронзовых, золотых и медных). Говорят, что Нейрон, недовольный предсказанием оракула, забрал около 300 из них.
У подножия скалистой восточной стены вода священного Кастальского источника наполняла каменную нишу, в которой паломники совершали омовение. Отверстия в "лице" скалы предназначались для их подношений. Священным считался и другой источник – Кассотида. На южной стороне располагались уступами на горном склоне многочисленные сокровищницы, множество статуй и памятников стояло по обеим сторонам дороги. В северной части священной территории находились театр и здание для собраний, на стенах которого были картины на мифологические темы (Аид, падение Трои), а к северо-западу от него – ипподром.
В настоящее время Дельфы являются одной из жемчужин в историческом наследии Греции. Развалины огромного храмового комплекса в сочетании с окружающей природой производят неизгладимое, хотя и достаточно мрачное впечатление. При благоприятных погодных условиях тут может наблюдаться забавный природный феномен – Дельфийское эхо. Слово, сказанное шепотом, подхватывается эхом и разносится по всем окрестностям. Причем некоторое время эхо раз за разом становится громче и громче, звук достигает максимальной силы, после чего начинает затихать.
|
|
© Контора Кука, 1999-2009 |