Фотогалерея |
    | Контора Кука -> Европа -> Германия -> Фотогалерея |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дрезден
Как это ни странно, но название этого исконно немецкого города имеет славянские корни - еще в 6 веке на его месте существовали поселения славян, которые называли себя "dredzane" - "жители заболоченных лесов". Как город Дрезден впервые упоминается в письменных источниках в 1216 году, а уже в 1547 году он становится столицей Саксонии и резиденцией саксонских курфюрстов.
В 1685 году сильнейший пожар уничтожает город, который затем отстраивается в пышном и великолепном барочном стиле. Наивысший расцвет градостроительства Дрездена связан с королем Саксонии и Польши Фридрихом Августом I Сильным, благодаря которому город стали называть "Флоренцией на Эльбе".
Среди достопримечательностей Дрездена стоит упомянуть выполненную в готическом стиле церковь Крейцкирхе (15 в.), протестантскую церковь Девы Марии (Фрауэнкирхе), построенную в 1743 году и восстанавливаемую в настоящее время после разрушения в 1945 году, католическую Придворную церковь (Хофкирхе), заложенную в 1739 году. Хофкирхе - самая большая церковь Саксонии, также разрушенная во время войны, была восстановлена 1980 году и возведена в ранг кафедрального собора Святой Троицы.
Достойны внимания и Аугустусбрюкке - каменный мост через Эльбу, возведенный в 18 веке, и Дрезденская опера, построенная в 1878 году знаменитым немецким архитектором Готфридом Земпером, которую сейчас чаще называют по имени ее создателя Оперным театром Земпера.
Но главное достояние города - это, конечно же, жемчужина саксонского барокко Цвингер и всемирно известная Дрезденская картинная галерея. Возведение Цвингера началось в 1711 году по приказу Августа I. Проведение строительных работ было поручено гениальному архитектору Даниелю Пёппельману, создавшему истинный шедевр барочного искусства.
Ансамбль Цвингера представляет собой прямоугольный двор, образованный шестью двухэтажными павильонами и соединяющими их одноэтажными галереями. При жизни Пёппельмана были завершены только три стороны этого прямоугольника - симметричные боковые стороны, представляющие собой сводчатые галереи, в центре каждой из которых встроено по павильону, и еще четыре павильона, украшающие углы ансамбля. С северо-восточной, обращенной к Эльбе четвертой стороны, ансамбль остался недостроенным. Позднее (уже в 19 в.) двор Цвингера был замкнут зданием Картинной галереи, возведенной по проекту Готфрида Земпера.
В павильонах Цвингера размещались библиотека, математический кабинет, кунсткамера, коллекции гравюр и фарфора. Однако основным предназначением Цвингера являлось проведение различного рода празднеств, что во многом и определило своеобразие его архитектуры. Обширный двор служил для проведения парадов и представлений, а окружающие его павильоны выполняли роль своеобразных театральных лож.
Пёппельман проявил много фантазии и изобретательности в украшении павильонов. Особым изяществом отличаются расположенные друг против друга "Павильон на валу" и "Павильон с колокольчиками" (получивший такое название из-за часов с боем) - они буквально тонут в пышном декоративном убранстве. Их нижние этажи украшены полуфигурами гримасничающих атлантов работы австрийского скульптора Бальтазара Пермозера. Карнизы второго этажа, кажется, готовы обрушиться под тяжестью статуй, декоративных ваз и цветочных гирлянд. Но весь этот обильный декор только подчеркивает легкость конструкции павильонов.
Главными из них считались два овальных павильона в боковых сторонах ансамбля, один из которых был предназначен для размещения королевской свиты, во втором (павильон "Королевские ворота" - Кронентор) размещалась ложа короля. "Королевские ворота" представляют собой своеобразное соединение надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки, проход к этому павильону ведет через легкий мостик, перекинутый через обводной ров. Купол "Королевских ворот" увенчивался польской короной, которую поддерживали четыре позолоченных геральдических орла с польского герба.
Наиболее трагическим днем в истории Дрездена можно назвать 13 февраля 1945 года. В этот день был совершен массированный налет английской и американской авиации; количество бомб, сброшенных на город, исчислялось десятками тысяч, хотя (как потом утверждали историки) никакой военной необходимости в этом не было. В результате город был почти полностью разрушен - более 85% зданий лежали в развалинах. Не избежал печальной участии и Цвингер - от очаровательного архитектурного ансамбля остались одни развалины, а на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен.
Создание галереи было положено еще в начале 16 века саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым, который по обычаю своего времени покровительствовал художникам. Он пригласил ко своему двору Лукаса Кранаха и давал заказы Альбрехту Дюреру, чьи полотна до сих пор являются украшением Дрезденской галереи. Однако вплоть до начала 18 века большую часть коллекции составляли в основном исторические и естественно-этнографические экспонаты, а картины использовались лишь для украшения стен. Подлинный размах пополнение галереи приобрело в 18 веке при Августе II - курфюрсте саксонском и короле польском и его сыне Августе III, которые через своих агентов - ученых, дипломатов, художников и торговцев - покупали отдельные полотна и целые собрания. Буквально за несколько десятилетий Дрезденский замок перестал вмещать все собрание и галерея была переведена в специально приготовленное для нее помещение в Цвингере.
Гордостью галереи является прежде всего раздел итальянской живописи 15-18 веков. Ее собрание включает полотна Тициана, Джорджоне, Веронезе, Рафаэля, Корреджо, Тинторетто… Наиболее ценной частью коллекции голландской живописи являются картины четырех крупнейших ее представителей - Рембрандта, Вермеера, Рейсдала и Халса. Фламандская школа представлена прекрасными работами Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса. Раздел испанского искусства галереи содержит картины выдающихся мастеров Испании - Веласкеса, Риберы, Сурбарана.
И всем им угрожала гибель, когда в конце войны гитлеровцы спрятали эти бесценные сокровища в сырых известняковых шахтах, часто без упаковки, опустив просто на землю, по которой текла вода. Картины были в ужасном состоянии - рамы разбухли, позолота отслоилась и прилипала к пальцам, а изображение часто было трудно различимо из-за покрывающей полотно плесени. Когда были найдены и подняты на свет великие полотна, перед людьми в сиянии нежной красоты предстала "Спящая Венера" Джорджоне. За ней последовали "Автопортрет с Саскией" Рембрандта, маленький серебристый "Праздник" Ватто, "Портрет дамы в белом" и "Динарий кесаря" Тициана...
"Сикстинская мадонна" великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика - рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой, В одно мгновение он мог вспыхнуть, и человечество навсегда бы потеряло шедевр Рафаэля. "Мадонна" была написана для алтаря монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Двор саксонских курфюрстов выкупил эту картину в 1754 году у монастыря, заплатив за нее 20 000 цехинов - немалую по тем временам сумму. Очень своеобразна композиция картины - юная босоногая женщина с ребенком на руках идет с небес к людям. Широко открытые лучезарные глаза Мадонны печальны - мать предчувствует трагическую судьбу своего сына и все же несет его людям.
Официальной датой основания Дрезденской картинной галереи считается 1772 год. А за год до этого из нее был выделен так называемый "Зеленый свод" - богатейшее собрание украшений и ювелирных изделий прошлых веков, которое до начала 18 века представляло собой хранилище драгоценностей саксонских курфюрстов. Однако, хотя оно и было превращено в музей, широкой публике доступ сюда был закрыт вплоть до 20 века. Кроме гостей курфюрста и представителей знати, доступ к собранию был разрешен только "образованным слоям" и то - лишь в сопровождении гида. Во дворце расположены и другие музеи: физико-математический салон, выставляющий научные приборы XI-XIX веков; Исторический музей с его знаменитой коллекцией оружия, и т.д. Смотрите также изображения картин из коллекции Дрезденской галереи: Надежда Грода |
|
© Контора Кука, 1999-2009 |