ПАРИЖ
Театры Больших Бульваров
|
Театр Варьете
|
Говорят, что былая слава Больших Бульваров уже прошла. Но, оказавшись
на Бульварах, поверить в это невозможно. Жизнь бурлит, кафе переполнены,
лавчонки в пассажах привлекают покупателей и туристов. Остались прежними
и театры. Премьера следует за премьерой, во всех театральных залах
на Бульварах постоянный аншлаг.
Первый театр - труппа Королевских танцоров (театр Николле) появился
на Больших бульварах в 1750 году, спустя двадцать лет по соседству
открылся театр Амбигю-Комик, а чуть позже на бульварах был уже десяток
самых разных театров.
|
Театр Варьете
|
Дешевые цены на билеты, разнообразие постановок
и часто меняющийся репертуар - вот главные составляющие их успеха.
Публику попроще развлекали с утра до ночи дешевые балаганы, буффонады,
цирк.
Бульвары привлекали к себе весь Париж - от сапожника до принцев
крови. Первые стремились в балаганы Бульвара Тампль, вторые предпочитали
театры на Бульваре Итальянцев.
|
Театр Варьете. Фойе
|
Главные же театры Бульваров, которые обрели мировую славу, открылись
в начале XIX века: Варьете и Театр Порт-Сен-Мартен. С приходом в литературу
Виктора Гюго, Александра Дюма, Альфреда де Виньи, Жорж Санд изменилась
французская драматургия. Романтизм пришел на смену дешевым и порой
вульгарным мелодрамам, состовлявшим главный репертуар бульварных театров.
С наступлением эпохи романтизма театральная жизнь на Бульварах достигла
высот настоящего искусства.
|
Театр Варьете
|
Театр "Варьете", возглавляемый мадмуазель Монтансье, был изгнан
Наполеоном из Королевского дворца. Считалось, что Французской Комедии
с ее классическим репертуаром не пристало соседство с труппой, представлявшей
"вульгарные водевили".
Архитектор Селлерье построил для труппы "Варьете"
здание в царившем тогда повсюду стиле греческого храма. Узкий фасад с
дорическими и ионическими колоннами, треугольным фронтоном по сей день
украшает бульвар Монмартр.
|
Оффенбах, автор оперетт Варьете
|
Во времена второй Империи "Варьете" прославился
своими балами-маскарадами. Сюда устремлялась толпа, состоявшая из
пролетариев, шлюх, студентов и популярных актрис. Здесь, в зале "Варьете",
когда за его стенами бушевала эпидемия холеры, в 1832 году впервые
станцевали канкан. Этот танец вызвал такой скандал, что не обошлось
без вмешательства полиции.
|
Гортензия Шнайдер
|
Распорядителем балов-оргий в "Варьете" был Мюзар, скрипач, дирижер,
автор танцевальных мелодий, придумавший давать концерты под открытым
небом. С его именем связана вся развлекательная жизнь Парижа 30-х
годов XIX века.
На смену Мюзару пришли оперетты Оффенбаха. Считается,
что этот легкий музыкальный жанр тоже родился на бульварах в 1854 году.
На сцене в "Прекрасной Елене", "Великой герцогине Герльштейнской" царила
Гортензия Шнайдер, любимица Оффенбаха. Театр "Варьете" она называла
своим театром
|
Театр Порт-Сен-Мартен
|
Театр "Порт-Сен-Мартен" открылся в 1814 году. Он занял здание,
построенное Ленуаром в 1781 году всего за 75 дней. Здание предназначалось
для Французской Оперы, чей зал был до тла сожжен пожаром. Театр
"Порт-Сен-Мартен" стал главным театром Бульваров. Благодаря своему
местоположению, он явился связующим звеном между элегантной частью
Больших Бульваров и той, не существующей теперь, ее частью, которую
называли "Бульваром Преступлений", где царила мелодрама для "простолюдинов".
|
Дюма - отец
|
Именно в этом театре впервые была поставлена пьеса Дюма "Антони", принесшая
ему громкую славу и сделавшая его самым почитаемым драматургом своего времени.
Благодаря этому спектаклю, который выдержал сто тридцать представлений,
светская публика впервые перешагнула порог театра "Порт-Сен-Мартен".
|
Мари Дорваль
|
Следующую пьесу Дюма "Нельская Башня" ждал в этом театре такой же триумф.
После успеха Дюма его друзья Виктор Гюго, Альфред де Виньи изменили свое
мнение о театре Бульваров и разрешили ставить свои пьесы в театре
"Порт-Сен-Мартен", а не только во Французской Комедии.
Все крупнейшие
актеры играли на его сцене: Мари Дорваль в "Марион Делорм" Альфреда де
Виньи, Сара Бернар, Фредерик Леметр, которого обессмертил Марсель Карне
в фильме "Дети райка". В дни Парижской Коммунны театр сгорел и был
отстроен заново в 1873 году. Теперь его вход украшают два гигантских
атланта.
|
Сара Бернар
|
Бок о бок с театром "Порт-Сен-Мартен" расположен театр "Ренессанс".
Он появился на развалинах сожженного коммунарами ресторана. Театр,
построенный в 1872 году, стал типичным примером архитектурного стиля
Второй Империи: античный фасад, кариатиды, богатый орнамент, херувимы,
огромные окна - главное, чтобы все было ярко и бросалось в глаза. Проект
создали архитектор Лаланд и скульптор Альбер Каррье-Беллез.
|
Работа художника Альфреда Мухи
|
Успех театра
составили оперетты Оффенбаха и его главного конкурента Шарля Лекока,
комедии Лабиша и Фейдо. С 1893 году театром руководила недолгое время
Сара Бернар, где играла главные роли в пьесах Октава Мирбо и Ростана.
Она первая открыла моравского художника Альфреда Муху и заказала ему
афиши для своих спектаклей.
Театр "Жимназ" - еще один театр, без которого невозможно представить
Париж. Он существует на Бульваре Бонн-Нувель с 1820 года и был задуман
как ученический театр, где студенты консерватории могли бы играть
перед публикой в одноактных пьесах. Но вскоре "Жимназ" превратился
в настоящий театр, открывший новый жанр комедии-водевиля. Его
создателем был Эжен Скриб, который написал для "Жимназ" 182 пьесы.
|
Театр Жимназ
|
Уже в тридцатые годы XIX столетия он пользовался огромным успехом,
его взяла под свое покровительство герцогиня Беррийская. По этому
случаю "Жимназ" был переименован в Театр Его Высочества. Герцогиня
постоянно посещала его, благодаря чему "Жимназ" стал неизменным местом
встреч светской публики. Ведущей актрисой театра была Виржини Дежазе,
сыгравшая в "Жимназ" 73 роли, главным образом травести и субреток. Об
этом театре Стендаль написал: "Театр "Жимназ" единственное место,
где можно увидеть современную комедию". А в 1869 году неподалеку, на
углу бульвара Капуцинок и улицы Шоссе Дантен, открылся театр, который
стал называться театром "Водевиль".
В 1847 году Александр Дюма открыл на Бульваре Тампль свой собственный
"Исторический театр". Теофилю Готье очень понравилось здание, созданное
архитектором Сешаном. "Только подчеркивая целевое назначение здания, - писал
Готье, - и максимально используя полезные элементы, современная архитектура
найдет те новые формы, которые она тщетно ищет". Чтобы попасть на первое
представление "Королевы Марго", зрители занимали очередь еще с ночи. Но
театр долго не просуществовал и вскоре был конфискован за долги.
|
Мюзик-холл 'Фоли-Бержер'
|
На Бульварах же появились и первые мюзик-холлы "Фоли-Бержер" и "Олимпия".
Последняя со временем превратилась в самый престижный концертный зал
Парижа. Антрепренер Брюно Кокатрикс в 1954 году купил пришедший в
полный упадок зал, превратив его в храм французского шансона. На сцене
"Олимпии" выступали и Эдит Пиаф, и Ив Монтан, и Жильбер Беко, и Шарль
Трене - перечислить всех невозможно.
Но, конечно, главным событием в жизни Больших Бульваров стало открытие
в 1875 году здания Парижской оперы. Этот театр изменил не только их
облик, но и облик всего города.
Сурия Садекова
|