Фотогалерея |
    | Контора Кука -> Европа -> Франция -> Фотогалерея |
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Париж. Собор Парижской Богоматери
Считается, что Париж возник на крошечном островке Сите посреди Сены. Именно здесь, на месте маленького рыбацкого поселка, были заложены первые кварталы будущего города паризиями - представителями местного галльского племени. От самоназвания племени и произошло в дальнейшем имя французской столицы. Большинство туристов, посещающих Париж, начинают знакомство с городом именно с Сите. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель, и мрачный замок — бывшая тюрьма Консьержери, и знаменитый Собор Парижской Богоматери. Собор построен в западной части острова, на месте, где в 1 веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру.
Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется особой пропорциональностью и гармоничностью, наивысшим воплощением идей готического искусства, красотой и величием. Строительство собора по планам, составленным епископом Морисом де Сюлли, было начато в 1163 году, когда королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, к 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти 13 века были возведены башни. Но полностью строительство было завершено только в 1345 году, за это время первоначальные планы постройки несколько раз изменялись. По замыслу архитектора собор должен был вмещать в себя всех жителей города — около 10 000 человек. Но пока его строили, население Парижа выросло во много раз.
На протяжении последующих веков в соборе часто заменяли мебель на более новую, сделанную в соответствующем эпохе стиле. В восемнадцатом столетии для облегчения здания тяжелые средневековые стекла были заменены на более легкие. Во время французской революции религия была объявлена вне закона, и Собор Парижской Богоматери был официально переименован в Храм Причины. Свой статус собор смог вернуть себе только после прихода к власти Наполеона - в 1802 году была проведена торжественная церемония повторного открытия Собора Парижской Богоматери. Здесь же Наполеон был провозглашен императором. К середине 19 века Собор Парижской Богоматери пришел в упадок, ему угрожало полное разрушение. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы, которые когда-то вели к центральному порталу, не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов, был разрушен верхний ряд статуй, украшавших галерею. Исчезли и великолепные цветные витражи. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь (и то частично) витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.
Также в течение 19 в. был возведен шпиль собора. С течением времени естественный светлый цвет камня, из которого сложен собор, становился все темнее, впитывая пыль веков. И в конце 20 века его было решено почистить, осветлить, используя химические растворители. Теперь собор выглядит необыкновенно светлым, порою - на закате - окрашиваясь даже в розовые тона. Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику. Его длина - 130 метров, высота башен — 69 метров, высота шпиля — 90 м. На южную башню собора можно подняться по лестнице. Расположенный здесь Большой колокол в 15 тонн весом звонит только в очень торжественных случаях. Главный, западный фасад собора делится на три яруса.
Его нижняя часть состоит из трех порталов, выполненных в виде остроконечных арок, пышно украшенных скульптурой. В центральном портале находится трехъярусная композиция "Страшный суд", над которой возвышается фигура Христа, окруженного апостолами, по шесть с каждой стороны. Левый портал посвящен Святой Деве. В правом портале высечены сцены из жизни святой Анны.
Средний ярус собора занимает Галерея Королей. Это зубчатый карниз, протянувшийся вдоль всего фасада здания, с 28 нишами, в которых помещены скульптуры легендарных библейских королей, предков Иисуса Христа. Каждый из 28 библейских владык считался своего рода прототипом одного из королей Франции - таким образом французские монархи были как бы новым земным воплощением древних святых.
Над фигурами королей расположены высокие узкие окна, а между ними - огромное центральное окно-роза диаметром почти 13 метров. В центре "розы" изображена Богоматерь, вокруг нее в круглых медальонах - фигуры святых. Все статуи Галереи Королей являются копиями 19 века, оригиналы были разбиты во время Французской революции. Колокольни составляют верхний ярус собора. В свое время они являлись и дозорными башнями Парижа.
У подножия башен установлены знаменитые статуи химер, замечательно описанные в романе Виктора Гюго "Собор парижской Богоматери". Это фантастические и жутковатые фигуры с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями - аллегорические воплощения человеческих грехов.
Своды центрального нефа собора поднимаются в высоту на 35 метров. После яркого солнечного света глаза долго не могут привыкнуть к полумраку, хотя раньше в соборе было еще темнее, и пришлось специально пробивать новые окна в боковых стенах для лучшего освещения центрального нефа. На многочисленных витражах собора представлены сцены из земной жизни Христа и Девы Марии, изображения патриархов, библейских царей, апостолов, святых. Но почти все они представляют собой копии, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю оригиналы. В неприкосновенности до наших дней дошло только центральное окно-роза.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, и только статуи - мужчин, женщин, королей, епис-копов и воинов, из мрамора, серебра и даже восковые - украшают интерьер собора. В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших святынь христианства — Терновый венец Иисуса Христа, попавший в Париж в 1239 году. До 1063 г. Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме, затем он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе.
В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами и долгое время переходила из рук в руки, пока один из владельцев не продал ее французскому королю Людовику IX, который распорядился поместить венец в специально построенную часовню. В 1809 году он был перенесен в Собор Парижской Богоматери. На тротуаре перед западной дверью Собора Парижской Богоматери
находится место, откуда ведется отсчет всех дорожных расстояний во Франции -
"0 км".
Надежда Грода |
|
© Контора Кука, 1999-2009 |