Фотогалерея |
    | Контора Кука -> Европа -> Франция -> Фотогалерея |
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Шартр. Шартрский собор
Шартр - небольшой город на севере Франции, на реке Эр, в 90 км к юго-западу от Парижа, административный центр департамента Эр-и-Луар. Здесь находится одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры средневековья - Шартрский собор. История города восходит примерно к середине 1 тыс. нашей эры. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой католической церкви, которая, как считают, была построена на месте кельтского языческого капища, рядом со святым источником. В течение следующих нескольких столетий здание церкви не раз страдало от пожаров и разрушений.
Очередную реконструкцию храма после разорения, которому город подвергся во время набега норманнов, начал в 859 году епископ Жильбер, превратив церковь в городской кафедральный собор. Примерно в это же время в Шартре появляется одна из самых драгоценных реликвий христианства - Покров Девы Марии. Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия оказалась в Шартре благодаря французскому королю Карлу II, пожертвовавшему ее вновь восстановленному храму.
Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа. Этот фрагмент шелковой ткани бежевого цвета шириной 46 см. имеет в длину около 2 м. Первоначально его длина составляла около 5,5 м., но во время французской революции духовенство Шартрского собора разделило Покров на несколько частей, уповая на то, что хоть одну из этих частей удастся сохранить. В последствии самая крупная из них была возвращена в храм. Пребыванию в Шартре Покрова приписывают много чудодейственных событий, однако самым впечатляющим из них выглядит удивительное спасение ларца, в котором хранился Покров, во время трехдневного пожара 1194 года, уничтожившего практически весь собор.
Сразу после пожара в Шартре началось строительство нового собора, затмившего собой все предыдущие постройки. От прежнего романского сооружения сохранились лишь часть фасада, крипта и нижний ярус башен с романскими скульптурами в знаменитом "королевском портале". При этом крипта разрушенного собора была включена в систему фундаментов, а ранний готический фасад 1135–1180 оказался встроенным в новый фасад. Над фасадом собора возвышаются две башни, отличающиеся и высотой, и внешним видом. Более ранняя (1134-1150 гг.) северная башня имеет романское основание, а венчающий башню ажурный шатер, украшенный прихотливым каменным кружевом, был завершен только в начале 16 века. Южная башня - "старая колокольня" (1145-1165 гг.) - ближе к основным идеалам готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезано три великолепных портала, относящихся к XII веку. В центральном Королевским портале находится композиция "Христос во славе" - по обе стороны от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с фигурами святых. Строительство храма велось до 1225 года (не считая капелл, пристройка которых была осуществлена в начале 16 века). Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8 км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают 2-3 метров в длину и метра в высоту.
Новый храм, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Он стал первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии. В ее честь королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, было заказано окно-роза для главного фасада, украшенное гербами Франции и Кастилии. Многие мотивы витражей Шартрского собора также сопряжены с культом Девы Марии. Шартрский собор представляет собой трехнефный храм с трехнефным трансептом и пятинефным хором. Каждый фасад трансепта имеет по три портала, богато украшенных ранней готической скульптурой.
В центральном портале южного фасада можно увидеть рельеф "Страшный суд" (около 1210-20 гг.), отличающийся благородством форм и глубокой одухотворенностью образов. Он счиатется одним из лучших рельефов периода расцвета готики. В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг "лабиринта" – фигурной кладки из разноцветных камней, которая сохранилась только частично. Датируется лабиринт примерно 1200 годом. Круг имеет в диаметре 12,89 м., а протяженность лабиринта составляет 261,5 м. Паломники должны были проходить этот путь на коленях - в церковных записях он называется "путь в Иерусалим" и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.
Шартр - один из немногих соборов готической Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Он украшен витражами 12-13 веков, занимающими площадь около 2600 кв.м. - это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей той эпохи. В соборе насчитывается 146 витражей, на которых, кроме отдельных фигур, изображены 1359 различных сюжета. Витражи украшают также "розы" главного фасады и трансепта. Витражи Шартрского собора отличаются чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок и разнообразной тематикой изображений. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми – им отводили по преимуществу верхнюю зону – внизу находится около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, пожертвовавших витражи в собор, а одна из "роз" посвящена крестьянам.
Особым мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери, витраж с житием Св.Евстафия и "портрет" Карла Великого. Богатейшее наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. В соборе находится огромный резной деревянный алтарь, на котором изображено сорок сюжетов на евангельские темы. На изготовление алтаря ушло более двух столетий — он был начат в 1514 году, а закончен только в начале 18 века.
Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии христианства, находившиеся в Шартрском соборе. Помимо Покрова, до 18 столетия в соборе хранились голова матери Богородицы — святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Девы Марии, носящей под сердцем ребенка. Это было одно из самых первых изображений Богоматери, относившееся, вероятно, к первым векам христианства, а по одной из версий – статуэтка имела даже языческое происхождение, связанное с культом плодородия и богини-праматери. В конце 18 века, в бурные времена революций, фигурка погибла в огне пожара. Надежда Грода |
|
© Контора Кука, 1999-2009 |