Музеи |
    | Контора Кука -> Европа -> Чехия -> Музеи |
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Городская галерея Праги
Пражская городская галерея занимает сегодня целый ряд зданий. Это дом и вилла чешского художника и скульптора Франтишка Билека (1872-1941), старая ратуша и специальные помещения в муниципальной библиотеке, а также старинные памятники архитектуры с типично чешскими заманчивыми названиями: Дом Каменного Колокола (используется как выставочный зал), Дом Золотого Кольца (искусство Чехии XX века) и Троянский замок (искусство Чехии XIX века).
Городская галерея Праги - сравнительно молодой музей. Указ Пражского национального комитета о ее основании появился лишь в 1963 году. Галерея предназначалась прежде всего для собирания, хранения и выставки произведений чешского искусства XIX и XX веков. Музей должен был стать не только художественным хранилищем, но также и научным центром, где памятники искусства изучались и реставрировались. Кроме того, в ведении галереи оказался практически весь художественный облик города: возведение памятников, скульптур, мемориальных досок и фонтанов в общественных местах Праги.
Однако идея городской галереи родилась более чем на сто лет раньше. Чешские художники и раньше вплетали собственную яркую нить в пестрый ковер австрийской культуры. Но лишь в середине XIX века чешское национальное искусство заявило о себе во весь голос. Это связано с общим национальным подъемом в Чехии 60-х гг. XIX века, который послужил причиной мощного развития культуры и искусства. Эта эпоха дала миру, например, первых чешских национальных композиторов - Б. Сметану и А.Дворжака. Неудивительно, что первая попытка создания национальной галереи датируется 1865 годом, когда Сметана создает свои первые оперы на чешские темы.
Идея художника Йозефа Манеса о национальной галерее в то время не получила поддержки официальных властей. Городской совет Праги обещал отреагировать на предложение, но никаких шагов к созданию галереи предпринято не было. Однако основа будущих коллекций была заложена именно тогда: не занимаясь поисками специального здания, Городской совет, тем не менее, время от времени скупал произведения современных художников для украшений разного рода присутственных мест.
Проблема городской художественной галереи ожила вновь после революции 1918 года, когда Прага стала столицей новой независимой Республики Чехословакия. Городская страховая компания, которая поддерживала строительство Пражской Городской библиотеки в 1920 году, зарезервировала для строительства планируемой галереи выставочные залы библиотеки со специальным потолочным освещением на верхнем этаже. Мэрия поддерживала зарождавшийся музей. Начиная с 1920 года, она ежегодно приобретала произведения искусства на значительные суммы.
Но та же мэрия распорядилась, чтобы залы библиотеки, предназначенные под галерею, были переданы Обществу Патриотических Друзей Искусства. Дело постройки собственного здания оставалось нерешенным, несмотря на все усилия. Художественные работы, предназначенные для городской галереи, время от времени выставлялись в городской ратуше.
Сложилась парадоксальная ситуация: городская галерея как учреждение существовала и даже процветала. Тем не менее, здания, где бы постоянно хранились произведения искусства и велась исследовательская работа, у нее не было. Однако после II мировой войны картина резко изменилась. Сначала галерея получила обратно выставочный зал Пражской муниципальной библиотеки.
Затем, в конце 60-х годов, галерея обрела постоянное здание, где находились основные коллекции. Им стала вилла Франтишка Билека и еще один дом по соседству в Градчанах. Постоянная выставка скульптур и рисунков Франтишека Билека открылась там же в 1966 году. Затем в качестве выставочного зала был получен Троянский замок и выставочный зал на втором этаже старой ратуши.
В 1984 году, когда директором галереи стал Ярослав Фатка, отношение к коллекции начало меняться. Галерея не оставляла усилий по собиранию исторических материалов, но акцент был перенесен на изучение и сохранение произведений современных художников, включая самых молодых; в 1997 была основана коллекция современной фотографии. В Троянском замке разместилась постоянная коллекция чешского искусства XIX века. Национальный комитет также удовлетворил желание галереи получить дом Каменного колокола и площадь старой ратуши. Начиная с 1988 года галерея проводит там выставки (часто совместно с чешскими и иностранными учреждениями), общая идея которых - показать чешское визуальное искусство в международном масштабе.
В 1990 году внучки Билека подарили галерее первый дом художника в Южной Богемии, а также часть его художественного наследия. Последняя из постоянных экспозиций - собрание чешского искусства XX века, открывшаяся в мае 1998 года в реконструированном доме Золотого Кольца. Вилла Ф. Билека открыта с 15 мая по 15 октября ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов, с 16 октября по 14 мая по субботам и воскресеньям с 10 до 17 часов.
Дом Ф. Билека открыт с 15 мая по 15 октября ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 17 часов. Зимой для доступа в мемориал требуется специальный запрос по телефону: 420-361-90224 Дом Золотого Кольца открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов. Троянский замок открыт с 1 апреля по 31 октября ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов, с 1 ноября по 31 марта по субботам и воскресеньям с 10 до 17 часов. Также смотрите изображения:
Официальный сайт музея
Олеся Двоскина |
|
© Контора Кука, 1999-2009 |