| ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
Бангкок
Аютия – древняя столица Сиама – столетиями накапливала богатства, поражая роскошью своих пышных дворцов, отражающихся в водах многочисленных каналов, и красотой величественных храмов, которых насчитывалось в городе более четырехсот. Но в 1767 г. бирманские войска после длительной осады полностью разрушили тайскую столицу. Вскоре страна вернула себе независимость, а командовавший войсками генерал Чакри в 1782 г. объявил себя королем Рамой I, основав королевскую династию, которая правит в Таиланде и по сей день.
Король не стал восстанавливать Аютию, а перенес столицу на другой берег реки, где располагалась маленькая рыбацкая деревушка под названием Банг-Ма-кок, где "банг" означает "деревня", а "ма-кок" – плод оливкового дерева. Иностранцы так и называют столицу Таиланда – Бангкок, что можно перевести как "Оливковая деревня", хотя сами тайцы предпочитают название Крунгтеп – "Город ангелов". Официальное же название города включает в себя более 20 слов и занесено в книгу рекордов Гиннеса как самое длинное. Долгое время город называли и "Венецией Востока" – из-за огромного числа каналов, сооруженных в память о прекрасной Аютии, – теперь же каналы большей частью засыпаны, а оставшиеся используются как своеобразный рынок на воде, где прямо с лодок идет оживленная торговля всевозможными тропическими фруктами, овощами, орхидеями и морепродуктами.
Сердцем Бангкока можно назвать королевскую резиденцию, построенную в 1783г. Комплекс занимает площадь около 200 тыс. кв. м., а длина окружающих его стен – около 2 километров. Королевский Дворец находится под охраной стражи, одетой в форму . . . офицеров царской России. Дело в том, что сиамский принц Чакробон окончил Пажеский корпус и довольно долго жил в Петербурге. В последствии, вступив на престол, он ввел в своей армии русскую форму. До середины 60-х годов в нее одевали всех солдат и офицеров, а сейчас она осталась только у королевской гвардии.
Кроме собственно Королевского Дворца в стенах комплекса расположены различные административные здания и множество культовых сооружений храмового комплекса Ват Пракеу. Обилие небольших построек и скульптурных групп на территории монастыря создает на первый взгляд впечатление хаотичности. Но если внимательно вглядеться в план, то видишь, что он имеет вполне четкую композицию. Росписи, покрывающие стены строений храмового комплекса, представляют сцены из "Рамакияны" – эпической тайской легенды, созданной по мотивам "Рамаяны".
Одно из строений монастыря – Храм Изумрудного Будды – является главной святыней страны. Храм бы построен Рамой I специально для того, чтобы поместить там эту 75-сантиметровую статую. Согласно тайским легендам, в 1434 г. ударом молнии была разрушена пагода в городе Чианграй, и в старой ступе, где хранились священные реликвии, была обнаружена золотая статуя Будды. Согласно другим легендам, генерал Чакри вывез статую из Лаоса после успешной военной кампании. Как бы там ни было, Рама I специально для этой статуи построил храм. Через некоторое время часть золотого покрытия Будды осыпалась, и обнажился зеленый камень – вопреки своему названию статуя вырезана не из изумруда, а из цельного куска нежно-зеленого нефрита.
Внешние стены храма декорированы голубыми и золотыми цветами, многослойная двускатная кровля выложена трехцветной черепицей: красной, желтой и зеленой. Концы крыш увенчаны стилизованными головами змей-нагов. Граненые колонны с роскошными лотосовыми капителями покрыты мозаичными узорами из голубоватого фаянса на золотом фоне. У входа в храм застыли два каменных изваяния "якшей", охраняющие храм от всякой нечисти. Стены и потолок главного зала покрыты росписью, которая воспроизводит сцены из жизни Будды.
На высоком золотом троне в центральном зале восседает Изумрудный Будда. По сторонам от статуи помещены две стеклянные сферы, символизирующие Солнце и Луну. Ниже статуи располагаются богато украшенные вазы, чаши с благовониями и всевозможные подношения. Трижды в год король Таиланда самолично совершает ритуал переодевания Изумрудного Будды. Для статуи пошиты три смены одежды: монашеское одеяние, полный королевский наряд для прохладного сезона и королевские одежды для жаркой погоды. Фотографировать статую строжайше запрещено – на специальном стенде даже выставлены пленки, изъятые у туристов.
На территории Королевского Дворца размещены также библиотека, где хранятся священные тексты буддийского канона "Типитака", святилище – реликварий с пеплом усопших тайских монархов и позолоченная ступа Раттана, сооруженная в 1885 году. Это типичная буддийская постройка без внутреннего пространства. В ее массиве в небольшой камере заключена священная реликвия – кусочек мощей Будды.
Другой знаменитый храм Бангкока – Ват По или Храм Лежащего Будды – занимает самую обширную территорию и имеет больше пагод, чем все остальные храмы. Строительство храма началось в конце 18 в. и также связано с именем короля Рамы I. Внутренне убранство Ват По восхищает каждого посетителя. Причудливость узоров мраморного пола дополняется изысканной роскошью стен и красно-золотым декором потолка. Уникальное изваяние Лежащего Будды размещается в тесном павильоне, называющемся по-тайски "вихан".
Статуя изготовлена из кирпича и цемента, а сверху покрыта золотыми пластинками. Ступни статуи слиты в одной плоскости и имеют пальцы одинаковой длины. Кроме этого, ученые находят у статуи еще 107 признаков, по которым можно определить "настоящего" Будду. Инкрустированные ступни статуи украшены 108 изображениями физических воплощений Будды, выложенными мельчайшими пластинками ракушек по черному лаку.
В храме Лежащего Будды слышится постоянная "металлическая" капель – туристы и паломники покупают плошки, наполненные мелкими тайскими монетками, которые затем следует бросать в чаши для подношений, установленные во множестве вокруг статуи. От многочисленных падающих монеток в храме как будто постоянно звенят колокольчики, а служители храма время от времени опорожняют чаши и монетки опять попадают в плошки для продажи. Главный зал храма окружают галереи, в которых находится богатейшая коллекция из 400 статуй Будды, собранная по указу короля Чулалонгкорна, пожелавшего иметь образцы религиозной скульптуры всех направлений буддизма.
Вокруг галерей сооружена невысокая стена с восьмью воротами, каждые из которых охраняют два бронзовых льва. Особенно богато украшены западные и восточные ворота. Их тиковые створки отделаны, как и в Храме Изумрудного Будды, перламутровыми раковинами. Буддийские храмы в Таиланде несут, как правило, и просветительские функции, поэтому, помимо великолепных пагод, ступ и затейливо украшенных беседок, имеют собственные библиотеки и коллекции изобразительных или скульптурных иллюстраций, помогающих постигать суть буддистского мировоззрения. Ват По, например, начинен "наглядными пособиями" по гимнастике по системе йогов – на искусственной каменной горке среди цветущих растений застыли оловянные фигурки в причудливых гимнастических позах.
Один из красивейших храмовых комплексов Таиланда – Ват Арун или Храм Утренней Зари –
также расположен в Бангкоке. Ват Арун привлекает туристов своими пронзающими небо пагодами,
которые украшены миллионами небольших фарфоровых пластинок - поэтому Ват Арун еще называют
Фарфоровым храмом. Шпили его пяти прангов под лучами солнца играют всеми цветами радуги.
В нише центрального из них помещено рельефное изображение Индры, сидящего на трехглавом слоне.
В нишах четырех остальных, меньших по размерам, хранятся статуи бога Луны.
Центральная пагода, высотой с 20-ти этажное здание, является самой высокой пагодой в Таиланде.
По винтовой лестнице центрального шпиля можно подняться на две смотровые площадки,
с которых открывается великолепный вид на Бангкок.
Надежда Грода |
|